Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления.
Для достижения поставленной цели в работе решался ряд теоретических, практических задач:
Изучить основные подходы к исследованию самоотношения личности;
Исследовать профессиограмму, структуру деятельности и функции руководителя среднего и нижнего звеньев управления;
Провести психодиагностические процедуры обследования самоотношения и особенностей межличностной сферы испытуемых;
Осуществить статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ 5
1.1. Психологические подходы к профессиональной адаптации в отечественных и зарубежных исследованиях 5
1.2. Проблема самотношения в современности 9
1.3. Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию с позиций разных направлений 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1. Методы и процедура исследования 18
2.3. Анализ проведения исследования 29
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51

Работа состоит из  1 файл

Самоотношение_личности.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  выбранной темы обусловлена следующим фактом. Нельзя не обратить внимание на то, что данная тематика освещена в психологической литературе и источниках по самоменеджменту достаточно разносторонне и многопланово, но основные исследования остаются «фрагментарными и отрывочными».

       Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления.

     Для достижения поставленной цели в работе решался ряд теоретических, практических задач:

  1. Изучить основные подходы к исследованию самоотношения личности;
  2. Исследовать профессиограмму, структуру деятельности и функции руководителя среднего и нижнего звеньев управления;
  3. Провести психодиагностические процедуры обследования самоотношения и особенностей межличностной сферы испытуемых;
  4. Осуществить статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования;

     Объект исследования – особенности личности руководителя.

     Предмет исследования – изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления.

     Анализ  литературных источников, посвященных  проблеме влияния компонентов самоотношения  на формирование особенностей межличностной  сферы современного руководителя позволили  сформулировать основную гипотезу исследования – предположение о том, что структурные компоненты самоотношения личности взаимосвязаны с особенностями межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления.

     Научная новизна исследования состоит в более подробном анализе недостаточно изученной проблемы взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей, а также в получении эмпирических результатов по проблематике исследования.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при комплексном профотборе и профподборе руководителей среднего и нижнего звеньев управления.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ

1.1. Психологические подходы к профессиональной  адаптации в отечественных и  зарубежных исследованиях

     Проблема  поиска жизненного пути не может не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения существуют на протяжении всей жизни человека (особенно на профессионально-ориентационном уровне) и в этом смысле, считает Л.М. Митина, проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца. 1

     По  этому поводу Катаева Л.И. замечает: «Несмотря на то, что в последние  годы проблемное поле акмеологии как самостоятельной науки в области человекознания значительно расширилось, в том числе и в сфере самоопределения индивида и личности, тем не менее, проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта видоспецифической профессиональной активности и особой граждански, духовно неповторимой индивидуальности остается одной из главных, актуальных проблем акмеологии». Такое положение вещей, по ее мнению, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само развитие рассматривается как априорная характеристика жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С другой стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только о специфике развития человека в ней, но и о таких общих проблемах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента Л.И. Катаева ссылается на тот факт, что не только в российской науке, но и в обыденной жизни появилось представление о профессиональной деятельности как главной характеристике взрослого человека, предопределяющей любые направления его жизнедеятельности (А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.) (20, с.151). «Учеными подчеркивается, - пишет она, что проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации».

     В связи с этим особую важность приобретает  проблема оказания психологической помощи самоопределяющимся субъектам. Поиск путей эффективного профессионального самоопределения человека, помощь ему в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями, потребностями и ценностными установками является одной из важнейших задач практической деятельности психолога.

     Системный и субъектно-деятельностный подходы  в отечественной психологии, обоснованные и развиваемые в работах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского и др. исследователей, являются методологической основой изучения психологических закономерностей профессиональной деятельности и, в частности, пригодности человека к труду, и развития личности профессионала. Объектом и предметом исследования в данном направлении выступают личностные характеристики субъекта, которые отражают его возможности в освоении той или иной конкретной профессии, в реализации жизненных и профессиональных планов, успешном выполнении трудовых задач в условиях большой сложности, ответственности и опасности деятельности. Личностный принцип изучения стуктурно-динамических закономерностей формирования и проявления профессиональных способностей, профессионализации субъекта в условиях его онтогенетического развития и деятельностной детерминации находит широкое использование в исследованиях профессиональной пригодности субъекта.

     Теоретической основой непосредственно концепции  профессионального становления  личности в отечественной психологии в настоящий момент являются исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Л.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой.2

     Однако, не смотря на все многообразие исследований в данной области, вопросы, связанные  с профессиональным самоопределением субъекта, остаются до конца не решенными. В первую очередь, это положение касается проблемы определения путей профессионального развития личности в зависимости от ее индивидуальных особенностей. Л.Н. Собчик так обозначает запрос к соответствующей практической деятельности психолога: «Каждому человеку должно быть найдено место, наиболее соответствующее его склонностям». Сам человек, по мнению Л.Н. Собчик, выбирая работу, чаще всего соизмеряет предполагаемую заработную плату, степень отдаленности работы от дома и уровень ее престижности со своими запросами и притязаниями. Далеко не все ориентируются на соответствие самого процесса, стиля деятельности собственным индивидуальным характеристикам и, лишь столкнувшись с конкретными требованиями, которые трудовая деятельность предъявляет психике, начинают ощущать - либо «радость созидательного труда» и «счастье человеческого общения», либо чувства тяжести и неудовлетворенности от работы. Эмоциональное отношение к труду, соответствие его процесса динамическим характеристикам деятельности конкретного человека, требования, предъявляемые процессом труда к индивидуальному когнитивному стилю, степень коммуникативной задействованности, обилие стрессов или, напротив, наличие монотонии, выраженный повседневный риск, требующий повышенной осторожности, строгая иерархия соподчиненности и беспрекословного выполнения указаний вышестоящего лица, нагрузки, связанные с необходимостью принятия самостоятельных решений в сложной и постоянно меняющейся обстановке, - все это далеко не полный перечень профессиональной специфики, требующей индивидуально-личностной созвучности.

     Начало  изучения индивидуально-типологических особенностей в отечественной психологии, прежде всего, связано с именем Павлова, его учеников и коллег. В 60-70-х  годах в лаборатории Теплова-Небылицына, наряду с общетеоретическим направлением изучения свойств нервной системы, осуществлялось интенсивное изучение роли типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в спортивной, учебной и трудовой деятельности. Эти исследования проводились в научных коллективах Пермского педагогического института, Казанского и Ленинградского университетов, института общей, возрастной и педагогической психологии АПН СССР, Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, в институтах физической культуры. Накопленные данные о связи эффективности деятельности, в частности - в спорте высших достижений, с типологическими особенностями свойств нервной системы создало основательную базу для дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии как научной дисциплины, помогло понять природные предпосылки максимального проявления человеком своих возможностей. Изучение типологических особенностей проявления свойств нервной системы у большого контингента людей различных профессий и видов спорта позволило выделить типологические особенности в качестве психофизиологических критериев для ориентации и отбора, а также сформулировать принципы прогнозирования эффективности деятельности с учетом этих типологических особенностей. Получило практическое подтверждение теоретическое положение Б.М Теплова, что нет плохих и хороших типологических особенностей и, что высоких социальных достижений могут добиваться люди с разной типологией.

     Таким образом, на первый план в исследовании проблемы профессионального самоопределения  личности выходит также задача изучения типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса

1.2. Проблема самотношения в современности

     Личность  – системообразование, не только имеющее  определённый статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к себе и характеризующееся особым образованием – подструктурой самоотношения. 3

     Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа  чаще всего осуществляется путём разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения. Данное разграничение является в определённой степени полученной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности крайне трудно. Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общественными нормами, критериями и целями, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я – концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе. Самоотношение при такой формулировке представляется как психологическое образование, рядоположенное или взаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Личность не является субстанциональным образованием, и модус её существования определяется включённостью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внутреннему миру и к себе.

     Различия  между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае – объекты внешнего мира или другие люди. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, то в обоих случаях можно констатировать наличие двух типов отношения – субъект -объектного и субъект – субъектного. Что касается наличия общего и единого механизма, определяющего способы и содержательные характеристики отношения личности к внешнему миру, таким общим и единым механизмом представляется установка в том её понимании, как она представлена в общепсихологической концепции Д. Н. Узнадзе. Установка – это отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения. Аналогичным образом и самоотношение реализуется в особых актах познания (вернее, самопознания), эмоциональных состояниях и действиях относительно самого себя. Следовательно, самоотношение никак не сводится к одному из его проявлений, будет то самопознание или самосознание, эмоциональное отношение к себе или действие относительно самого себя.

     Самоотношение имеет трехкомпонентное строение. Оно  включает в себя когнитивный, эмоциональный  и конативный компоненты. Когнитивный  компонент. Подобно тому как в  процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая «брала бы на себя» всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотношение «обслуживается» процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения.

     Процессы  самоотражения (самосознания и самопознания) сопровождаются самооценкой, вернее, когнитивный  компонент самоотношения включает в себя самооценку.

     Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению  и первое соотносится со вторым как часть с целым. В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: 1) симпатия-антипатия; 2) уважение-неуважение; 3) близость-отдаленность. Эти оси определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу.4

Информация о работе Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию