Влияние стресса на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является исследование влияния стресса на личность.
Задачи:
1. Изучение происхождения стресса и его характеристики.
2. Изучение отечественных и зарубежных взглядов на проблему стресса.
3. Изучение концепции Г.Селье.
4. Исследование способов борьбы со стрессом и профилактики стресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ 5
1.1 Понятие стресса, признаки и классификация стресса 5
1.2 Отечественные и зарубежные взгляды на проблему стресса 10
1.3 Основные положения концепции Г. Селье, фазы стресса 13
1.4 Способы борьбы со стрессом и профилактика стресса 17
Общие выводы 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ЛИЧНОСТЬ 20
2.1 Методика исследования 20
2.2 Результаты исследования 21
2.3 Анализ полученных результатов 21
Общие выводы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Влияние стресса на личность.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА  И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ   5

1.1 Понятие  стресса, признаки и классификация  стресса   5

1.2 Отечественные  и зарубежные взгляды на проблему  стресса   10

1.3 Основные  положения концепции Г. Селье, фазы стресса  13

1.4 Способы  борьбы со стрессом и профилактика  стресса   17

 Общие  выводы   18

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ  СТРЕССА НА ЛИЧНОСТЬ   20

2.1 Методика  исследования   20

2.2 Результаты  исследования  21

2.3 Анализ  полученных результатов   21

Общие выводы  25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   26

ЛИТЕРАТУРА   28

ПРИЛОЖЕНИЕ 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

       Стресс  современного человека – это реакция  на скопившиеся заботы и проблемы, на бесконечный процесс борьбы с  повседневными трудностями. Стресс проник во все сферы нашей деятельности, стал частью нашей жизни (наше время – «время стрессов и страстей»).

       Состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в сегодняшнем  мире превратилось в основной источник заболеваний. [3]

       Стресс  многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.

       В научных исследованиях, посвященных проблемам стресса, непрерывно растет интерес к изучению вопросов взаимосвязи личностных особенностей как с характером стрессовых реакций, их типом и интенсивностью, так и с определенными формами нарушения здоровья. [1]

       Однако, стресс - это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, так как стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. В этом, естественно, положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

       В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и выяснение  механизмов его возникновения и  развития.

       Стресс  вызывает изменение физиологических  реакций организма, которые могут  не выходить за рамки нормальных состояний, однако, в ряде случаев становится достаточно сильным и даже повреждающим. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности.

       Исходя  из вышесказанного, целью нашей работы является исследование влияния стресса  на личность.

       Задачи:

  1. Изучение происхождения стресса и его характеристики.
  2. Изучение отечественных и зарубежных взглядов на проблему стресса.
  3. Изучение концепции Г.Селье.
  4. Исследование способов борьбы со стрессом и профилактики стресса.
  5. Исследование ситуативной тревожности.

       Объект  исследования: стресс.

       Предмет исследования: ситуативная тревожность.

       Гипотеза: ситуация экзамена значительно обостряет негативные эмоции человека, повышая его ситуативную тревожность. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЯ  НА ЛИЧНОСТЬ 

    1. Понятие стресса, признаки и  классификация стресса
 

       Что же скрывается за понятием стресс?

       Однозначно  ответить на этот вопрос непросто, хотя каждый человек испытал это состояние. В обиходе мы часто употребляем  термин "стресс", когда испытываем служебные или семейные проблемы, финансовые трудности, переживаем по поводу тяжелой болезни близкого человека. Несмотря на то, что это совершенно разные проблемы, человек реагирует на них стереотипно - определенными психологическими, гормональными и биохимическими изменениями. [11] На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия. [4] Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний. Стресс  - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. 

       Стресс (от англ.stress - давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

       Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет.

       Что же является причиной возникновения стресса?

       1.недостаточность  средств выполнения деятельности (дефицит времени, необходимость  выполнять новые и нестандартные  действия)

       2.сомнительность  достижения желаемого результата (повышенная ответственность, столкновение с особо трудными задачами)

       Специалисты считают, что любая ситуация, на которую  человек реагирует сильным эмоциональным  возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека.  Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).   

       Признаки  стресса принято делить на три категории: физические, эмоциональные и поведенческие.

       К физическим признакам стресса относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения  сна (сонливость или бессонница) и  дыхания, холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость  кожи, сухость во рту или горле, аллергические реакции, частые простуды, речевые затруднения (заикания, сглатывания, перехватывание воздуха и т.п.), сексуальные расстройства и расстройства желудочно-кишечного тракта, потеря аппетита или постоянное чувство голода, резкая прибавка или потеря в весе, стойкие нарушения кровяного давления и ритма сердца, боли различного характера. Многие из перечисленных физических признаков вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьезным заболеваниям.

       К эмоциональным признакам стресса  относятся следующие: беспокойство, сниженный фон настроения до депрессивного, частые слезы, ночные кошмары, ощущение потери контроля над собой и ситуацией, безразличие к окружающим, близким, к своей судьбе, повышенная возбудимость, озабоченность, чувство беспомощности, необычная агрессивность, гневливость, чувство паники, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

       К поведенческим признакам стресса  относятся такие особенности взаимодействия человека с окружающим миром, как: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточится, неспособность к принятию решений, кручение волос, кусание ногтей, морщение лба, с усилием сомкнутые челюсти, скрежетание зубами во сне или в бодрствующем состоянии, потеря интереса  к своему внешнему виду, навязчивые движения (притопывание ногой, постукивание пальцами, хождение по комнате и пр.), пронзительный нервный смех, хронические опоздания, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами. [5]

       В настоящее время, в зависимости  от результатов стресса, ученые различают:

  • эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм);
  • дистресс (отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным 
    эффектом).

       В зависимости от стрессора можно  выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.

       Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на то воздействие, которому он подвергся. Такие реакции чаще связанные с «борьбой или бегством», формируются на уровне автономной нервной системы автоматически. Тело осознает необходимость ответа и осуществляет его без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

       Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

       Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные — угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. [10]

         Общепринятая классификация психологического стресса [1] включает следующие его виды:

       - внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);

       - межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);

       - личностный (несоответствие социальной роли);

       - семейный (трудности по поддержанию семьи и отношений в ней);

       - профессиональный.

       Область межличностного стресса взаимодействует  с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

       Личностный  стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется  в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

       Профессиональный стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

       Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. 

1.2 Отечественные и  зарубежные взгляды  на проблему стресса 

       Ученые  установили, что при стрессе активируется центральная нервная система, которая и запускает стрессовую реакцию: активизируется периферическая нервная система и железами внутренней секреции выделяются различные гормоны. В организме происходит существенное       нарушение биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в органах и тканях. Страдают при этом и органы, ответственные за иммунитет. В условиях стресса в крови резко возрастает уровень гормонов - глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет иммунную систему организма, защищающую человека и животных от чужеродных веществ и инфекционных агентов, проникающих в организм извне, например, вирусов и бактерий, а также от собственных измененных клеток, превратившихся в опухолевые. Вот почему люди, находящиеся в состоянии психологического стресса чаще болеют инфекционными заболеваниями. Нарушая систему иммунитета, стресс делает организм беззащитным перед инфекцией. [5]

Информация о работе Влияние стресса на личность