Влияние тревожности на професиональную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы: изучение влияния уровня тревожности на профессиональную деятельность.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
- проанализирована литература по данному вопросу;
- подобран адекватный психологический инструментарий для исследования уровня тревожности;
- отражение полученных результатов в таблице;
- сделаны соответствующие выводы по полученным результатам.

Содержание

Введение
Часть І. Основные теоретические подходы к изучению
нервно-психических напряжений
1.1 История изучения нервно-психических состояний человека
1.2 Современные представления о психических состояниях человека
Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности
2.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения
2.2 Субъективные факторы, влияющие на возникновение и
проявление тревожности
2.3 Влияние тревоги на эффективность деятельности
Часть IІІ. Эмпирические исследования уровня тревожности
3.1 Организация исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Влияние тревожности на профессиональную деятельность.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Уч. дисциплина: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

 

Тема: «ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

студентки 4 курса

гуманитарного факультета

Гричун Элины Борисовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса-2008 г.

 

Содержание

 

Введение

Часть І. Основные теоретические подходы к изучению

нервно-психических напряжений

1.1 История изучения нервно-психических состояний человека

1.2 Современные представления о психических состояниях человека

Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности

2.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения

2.2 Субъективные факторы, влияющие на возникновение и

проявление тревожности

2.3 Влияние тревоги на эффективность деятельности

Часть IІІ. Эмпирические исследования уровня тревожности

3.1 Организация исследования

3.2 Результаты исследования

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

 

Современная эпоха общественного  развития характеризуется несколькими  важными особенностями. Это невиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характер научно-технической революции, все более возрастающая роль человека в этом процессе, как главной производительной силы общества, все более высокие требования, предъявляемые к работникам, к их профессиональным и личностным качествам.

Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и общения людей, необходимость  принимать ответственные решения  в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, с ростом психологической напряженности, которую порождают всевозможные катаклизмы, стихийные бедствия, войны, терроризм. Общество находится во власти тревоги, проникающей в дома, сердца и жизнь людей.

Проблема психических  состояний имеет в человекознании огромное значение. Успешная разработка этой проблемы необходима потому, что  психические состояния во многом определяют характер деятельности человека. Тревожность как состояние в  отечественной и зарубежной литературе изучалась, прежде всего, с точки зрения развития навыков саморегуляции у спортсменов (К. Эликсон, У. Морган, Ю.В. Пахомов). Тревожность как состояние и как черту, которая возникает в процессе адаптации к среде и при выполнении различных видов деятельности изучал. Ю Ханин.

В некоторых работах  тревожность рассматривается как  реакция на социальное влияние при  определенных индивидуальных психофизических  свойствах (Г. Айзенк, Б. Вяткин, Ч. Спилбергер, Н. Махони), а так же как состояние, которое может возникнуть вовремя различных психосоматических заболеваниях (Е Соколов).

Что же такое тревожность, как она проявляется у отдельных  индивидов, какие последствия для  общества может иметь хроническое  состояние тревожности у его  обитателей?

Основная цель данной работы: изучение влияния уровня тревожности на профессиональную деятельность.

Для достижения указанной  цели будут решены следующие задачи:

  • проанализирована литература по данному вопросу;
  • подобран адекватный психологический инструментарий для исследования уровня тревожности;
  • отражение полученных результатов в таблице;
  • сделаны соответствующие выводы по полученным результатам.

Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию.

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение: уровень тревожности оказывает влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью.

В качестве инструмента  исследования использована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ю. Ханиным.

 

Часть І. Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений

 

1.1 История изучения нервно-психических состояний человека

 

Среди психических явлений  психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.

Понятие «психическое состояние» относится к коренным, родовым понятиям в психологии, и поэтому, как отмечает Д. Левитов, дать его собственное определение через еще более обобщенные понятия чрезвычайно трудно [6, 95].

Понятие «психическое состояние» имеет практический категориальный характер и является одним из основных аспектов содержания психологической науки. Обладая известной самостоятельностью (отсутствием жесткой зависимости от внешних условий), психические состояния во многом определяют деятельность человека. И.П. Павлов указывал, что для деятельного состояния мозга важна не только динамика ситуационных характеристик, сколько имеющееся в данный момент состояние нервных процессов в головном мозге [10, 111].

Интерес к психическим  состояниям, в которых оказывался человек, и которые во многом определяли его поведение, внешний вид, деятельность, появился в глубокой древности.

В VI в. до нашей эры Гераклитом был отмечен противоречивый характер определения понятия «Состояние» и его содержательной трактовки. Гераклит указывал, что само слово «состояние» свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого психического феномена. Однако в тоже время он отмечал динамичность, процессуальный характер психического состояния и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного качества в другое.

Наиболее четкое представление  о психических состояниях было у  Аристотеля. Он считал, что психические  состояния – это особые состояния  души, выделял их в самостоятельную  психологическую категорию и  подчеркивал связь между ними и характеристиками телесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния и психической деятельности и допускал, что психические состояния развиваются под влиянием внешних воздействий.

В конце І - начале ІІ тысячелетия нашей эры великий ученый Авицена указывал, что эмоции представляют собой определенные формы «животной силы», и подчеркивал их связь с телесными изменениями. Ему же, по существу, принадлежит идея соединить медицину с психологией, т.е. учитывать состояния души человека при оценке болезненных телесных расстройств.

В эпоху позднего средневековья  и, особенно в эпоху Возрождения  появились новые воззрения на психические состояния. Уже Декарт считал, что психические состояния  как явления сопровождаются изменениями  в поведении, мимике и в состоянии внутренних органов человека.

В XVIII-XIX вв. продолжались попытки классифицировать психические состояния. Так Вундт, предложил дихотомический принцип, на основе которого в каждом психическом состоянии выделял две группы: напряжение-расслабление, возбуждение-успокоение.

Дарвину и Джемсу принадлежат  тщательные описания внешних проявлений психических состояний. Джемс, в  частности полагал, что психические  состояния, в том числе и состояния  сознания, являются главным предметом  психологической науки в целом.

В первой половине ХХ века страх и чувство тревоги анализировали Мак Даугол, Уотсон, Фрейд, Фромм, Селье, Спенсер, Спенс и Тейлор.

Большинство исследователей сходятся в том, что проблема тревожности  как проблема собственно психологическая  была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в работах З. Фрейда.

Он сосредоточил свое внимание на тревожности, которую рассматривал как субъективный опыт, сопровождающийся реакциями страха. Он определил тревожность  как «какое-то чувство», неприятное эмоциональное состояние. В дополнение к дрожи, нарушению дыхания и остальным биологическим проявлениям Фрейд предположил, что состояние тревожности состоит из чувства напряженности, страха, нервозности. Фрейд также детально рассматривал разницу между «объективной»и «невротической» тревожностью.

Одним из первых исследований проблемы о «внутреннем постоянстве» организма в условиях изменяющейся среды явились классические теории Бернара, которые в последствии  послужили толчком для дальнейшего  изучения конкретных вопросов, связанных с генезисом, феноменологией, объективными характеристиками психических состояний и в том числе, состояний психического напряжения, тревоги и страха. Значительный вклад в развитие данных вопросов внесли русские исследователи В. Бехтерев, Б. Ананьев, П. Симонов, Д. Левитов и др.

 

1.2 Современные представления о психических состояниях человека

 

В современном представлении  психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально оценочное и активационно-энергетическое [9,12].

Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицирует понятие «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи так или иначе связывают психические состояния с характеристиками эмоциональной сферы. В литературе имеются определения К. Платонова, А. Лазурского, А. Смирнова и др.

Наиболее полным считается  определение Д. Левитова, который  считает, что психическое состояние  – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом [6, 34].

Психические состояния  человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним  многообразием, полярностью.

Целостность психических  состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую  деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов  психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния  обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем  у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом связаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, неоднократно повторяясь, они могут стать качеством личности.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность- неуверенность, активность – пассивность, фрустация – толерантность, и т.д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

  1. в зависимости от роли личности и ситуации возникновения психических состояний – личностные и ситуативные;
  2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
  3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;
  4. в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные;
  5. в зависимости от влияния на личность – положительные или отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельности и астенические;
  6. в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
  7. в зависимости от причин, их вызывающих;
  8. в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные  психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности. К последним, можно отнести психические состояния профессиональной пригодности, сознание значимости своей профессии, состояние радости от успешной работы, состояние неудовлетворенности работой и т.д.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание  значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам в частности.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его деятельности, общения, могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность, как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и в виду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации. Такие состояния приводят к возникновению состояния психической напряженности.

Информация о работе Влияние тревожности на професиональную деятельность