Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.
Предметом - влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников.
Гипотеза Современное российское телевидение не может служить методом семейного воспитания младших школьников, вследствие преобладания агрессивных моделей поведения и сцен насилия и убийств.
Цель работы – изучить влияние современного телевидения на семейное воспитание младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Семья как фактор формирования личности 5
1.1. Социальные функции семьи 5
1.2. Семейное воспитание в развитии ребёнка 9
Глава 2. Роль телевидения в семейном воспитании младших школьников 18
2.1. Теоретические модели медиаобразования в России и за рубежом 18
2.2. Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение................................................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

влияние телевидения на семейное воспитание мл. школьников.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

     "Всеприсутствие” телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение аудитора, то есть слушателя, а не зрителя. Звуковые эффекты — аплодисменты, музыкальные заставки передач или рекламных роликов, лейтмотивы и т.д. — приобретают, по терминологии Ч. Пирса, характер знаков — интерпретантов.

     Многие  исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. "Использование всех пяти указанных выше каналов коммуникации одновременно объясняет низкий статус телевидения как эстетического текста. Высокая степень повторяемости и дублирования, которая существует между звуковым и образным рядом и между сегментами на общем уровне как серийность, которая является определяющей формой телевидения.

     Другой  важной особенностью современного телевидения является его нарративный характер. Основные формы и жанры телевидения — сериал, мыльные оперы, телефильмы, комедии, мультфильмы — носят явно нарративный характер. Те виды программ, которые не входят в разряд развлекательных и "фикциональных” но имеют другие цели (описание, образование, убеждение) также используют нарратив для достижения этих целей. Даже реклама имеет тенденцию использовать мининарративы. Единственные телепрограммы, не входящие в область теленарратива, это те, которые структурированы по своим собственным правилам; спортивные состязания, новости, ток-шоу, телевикторины, музыкальные программы. Но даже здесь наблюдается проникновение нарративных элементов.

     Наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом[7, с.122-140].

     Влияние видеокультуры на семейное воспитание младшего школьника  нельзя оценить однозначно. Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры”, необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. Этот кризис очевиден при анализе программ независимых телестанций, которые практически все эфирное время отдают музыкальным клипам и программам по заявкам. Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса.

     Исчезновение "железного занавеса”, "шоковая  терапия” в экономике привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для телевидения в частности. Информационное поле нового типа повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

     Именно  разрыв преемственности поколений  и дезориентированность, разлом привычных  социальных связей приводит к трансформации  имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели. В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности.

     Широко  известны данные о насыщенности СМИ  актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые две минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков” — Крошку Енота, Волка/Папанова, Кота Леопольда и т.д. К моменту окончания школы молодые американцы становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Наша видеопродукция приближается к этой ситуации по причине весьма тенденциозного отбора программ и фильмов, неразборчивого копирования далеко не первоклассной продукции[7, с.181].

     Криминальная  хроника занимает одно из ведущих  мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени — второе место после  рекламы. Бесконечный показ или  описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

     Трудно  отрицать формирующую роль видеокультуры  в современном мире с его избыточной медиатизацией. Количество времени, затрачиваемого человеком на потребление медиапродукции видеокультуры и резкое увеличение потребления медиа-технологий за последние годы дает возможность прийти к определенным выводам относительно тенденций в видеокультуре. По мнению социологов культуры, телевидение является первым культурным медиумом во всей истории, который представляет художественные достижения прошлого как коллаж равноценных и одновременно существующих феноменов, в основном потерявших связь с географией и материальной историей и перенесенных в телестудии и в квартиры. Создается новый тип телезрителя, который разделяет отношение видеосреды к событиям прошлого и настоящего как к бесконечному резервуару равнозначимых (теле) событий. Эра массового телевидения, видеокультуры привела к привязанности к поверхностному, скорее чем к поиску "корней”, к коллажу, а не к глубинному восприятию, к преобладанию цитирования над работой созидания, к крушению чувства времени и пространства[9, с.200].

     Статус  образовательных программ в нашей  стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. Телевидению как средству массовой информации отведен ряд функций: образовательная, воспитательная, организаторская и развлекательная. Каждая телевизионная передача должна не только интересно разнообразить досуг младшего школьника, но и воздействовать на его интеллект, эмоции и чувства. В то же время известен ряд исследований, в том числе и врачей-гигиенистов, доказавших отрицательное влияние телевидения на здоровье детей. Более всего при этом страдают центральная нервная система, зрение и слух. Не только медики, но и сами родители замечают, что под воздействием зрелищ, которые ребенок изо дня в день смотрит по телевизору, в его поведении все резче проявляется раздражительность, он все чаще жалуется на головную боль, апатию, усталость.

      Неумеренное увлечение телевидением разрушает режим дня младшего школьника. Резко сокращается время сна и пребывания на свежем воздухе. Недосыпание и кислородное голодание снижают сопротивляемость детского организма к заболеваниям, а каждое заболевание разрушает защитные силы организма, ухудшает память, ослабляет внимание. Успехи в учении даются ребенку все с большими затратами сил. Замечено, что младшие школьники, ежедневно проводящие много времени перед телевизором, мало читают. Во-первых, у них просто не хватает времени на книги, а во-вторых, по сравнению с чтением (которое для младших школьников пока еще остается «работой») телевидение доставляет больше удовольствия; информация поступает быстро и без дополнительных усилий со стороны зрителя. Увиденная по телевизору экранизация вызывает у младших школьников иллюзию полного знания произведения. Не случайно в ответ на вопрос, обращенный к ученику, читал ли он рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка», мы обязательно услышим стандартный ответ: «Я по телевизору смотрел». Увлечение телевидением таит в себе реальную опасность для семейного воспитания. На то непродолжительное время, когда семья собирается вместе, включенный телевизор начисто разрушает возможность общаться друг с другом. Чем сильнее члены семьи увлечены телевидением, тем более одиноким чувствует себя такой ребенок в родном доме[2, с.105].

      Существует  ряд простых требований к просмотру телепередач: расстояние от экрана до зрителя, дополнительная подсветка (вечером) или затемнение (днем), уровень громкости. Но это не все. Необходимо резко сократить время просмотра телепередач детьми. Для дошкольников оно не должно превышать полутора часов в неделю, для младших школьников — до 3 часов, включая просмотры и в выходные дни, для подростков — не более 5 часов. В семье нужно следить за тем, чтобы телевидение не превратилось для младшего школьника в своеобразный наркотик, когда человек не в силах выключить даже ту передачу, которая ему знакома или вызывает у него неудовольствие. Чтобы у ребенка с детства не сформировалась «телемания», необходимо контролировать и собственное пристрастие к телевидению. Родители всегда должны помнить: важно смотреть передачи не рядом, а вместе с ребенком. И по ходу дела знакомить его с основами телеискусства. Можно рассказать, как готовится телепередача, кто принимает участие в этой работе, кто из дикторов, ведущих, актеров нравится и почему, чем привлекает сегодняшний телесобеседник. Попросить его ответить на вопросы: Чем отличается восприятие экранизации по телевидению от книги? Телеэкскурсии — от осмотра музея? К какому жанру относится та или иная передача и в чем особенности этого жанра? [7, с.189].

      Во  многом нормализует ситуацию в семье  простой прием, при котором полученную на неделю вперед программу совместно  обсуждают, заранее решая, какие  из передач кто будет смотреть. Избирательность, с одной стороны, предоставляет младшему школьнику право выбора, с другой — формирует у него привычку планировать свободное время, с третьей — воспитывает привычку относиться к телевидению критически, хотя бы потому, что сделанное для всех не удовлетворяет его собственных интеллектуальных и эмоциональных запросов.

      Проведенное исследование методом анкетирования  и полученные результаты анкетирования позволяют говорить о том, что в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности.

      Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, младший школьник может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

      Телевидение позволяет увидеть жизнь с  разнообразных  позиций, даже таких, в которых младший школьник никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (когда оценивается, как это может коснуться его в жизни, позиция «и Я»);  персонификация (создание сообраза, «позиция Я», младший школьник либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм).

    Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и воспитательные приемы воздействия на детей, родители должны использовать возможности масс медиа в своих воспитательных целях.

 

Заключение

 

     Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества.

     Семейное  воздействие на ребенка уникально  по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.

     Социологическими  исследованиями выявлено, что влияние  семьи на ребенка сильнее, чем  влияние школы, улицы и СМИ. В семье закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые становятся нормой.

     Родители  должны использовать все возможности современного телевидения для семейного воспитания младшего школьника Задача родителей помочь ребенку сформировать умение интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу; находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них и др. 

     В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий  вид деятельности дошкольника сменяет  теперь повседневное выполнение младшим школьником разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. 

     В этом возрасте они еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. 

     Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем семейного воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.  

     Целью семейного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. 

Информация о работе Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников