Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 23:51, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ и выявление совокупности индивидуально – психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально – психологического климата.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1.анализ совокупности личностно – психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании морально – психологического климата
2.подобрать методы оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на морально – психологический климат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА.1. Зависимость морально – психологического климата коллектива от особенностей личности и стиля деятельности руководителя…………………………………………………………………….6
1.1.Самоутверждение как многоплановый и объемный механизм взаимодействия в коллективе…………………………………………………….8
1.2. Важнейшие педагогические принципы объединения работников в коллектив………………………………………………………………………....13

ГЛАВА II. Методы исследования индивидуально – психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально – психологический климат………………………………………..25
2.1. Методы наблюдения: собеседования и анкетирование…………………..27
2.2.Анализ проведенных методик в Центре занятости населения……………33

Заключение………………………………………………………………………40

Список использованной литературы…………………………………………..44.

Приложения……………………………………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

ruban+.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

В психологической литературе выделяются составляющие морально-психологического климата в коллективе:[3]

1.         совместимость

1.1.     психофизическая

1.1.1.  тип темперамента

1.1.2. различная выносливость, различие навыков и умений, а также разное отношение к работе

1.2.  социально – психологическая совместимость (особенности личности, психомоторные, эмоционально – волевые, различия восприятия, внимания, мышления)

1.2.1. особенности характера – характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми, т.е. черты характера как бы дополняют друг друга

2.     сработанность показывает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических, затратах на деятельность и взаимодействие на фоне значительной удовлетворительности совместной работой.

3.  групповая сплочённость – упорядоченность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы.

Содержательные моменты единения группы:

3.1      Эмоциональная привлекательность

3.2.    Ценностно - ориентированное единство

3.3.     Цели

           3.4. Устойчивость коллектива к деструктивным, т.е. разрушающим воздействиям

4.  Направленность – проявляется в выбранных целях, в подчинении взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистских взаимоотношений  коллектива, в деловой и личной сферах общения

5. Коллективистическая самоорганизованность, т.е. способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива.

Последний показатель характеризует развитие самоуправления в коллективе, т.е.

1. Самостоятельное распределение обязанностей между членами коллектива.

2. Определение путей и средств достижения целей.

3. Взаимный контроль исполнения.

Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной, пока ещё очень молодой, быстро и неравномерно развивающейся области научного и практического значения, занимает прочное место в современной цивилизации.

В настоящее время сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя является предметом серьёзных дискуссий. В Европе управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и во многих случаях рассматривается как «вторая профессия», дополняющая инженерное, экономическое или юридическое образование. И, тем не менее жизнь берёт своё и просто необходимо управлять эффективно, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.

.

 

 

1.2. Важнейшие педагогические принципы объединения работников в коллектив.                                                                                      

Для должной эффективности мер по созданию благоприятного морально – психологического климата руководитель должен знать:

Во – первых, это совмещение личных и общественных интересов людей, находящихся в одной производственной группе

Во – вторых, сформулированный А.С. Макаренко «закон движения коллектива», который предполагает разработку систем и задач, позволяющих людям постоянно видеть перспективу движения.

В – третьих, принцип «параллельного движения», смысл которого состоит в том, что воздействие руководителя на личность должно быть одновременно и воздействием на коллектив. И, наоборот, прикосновение к коллективу должно быть и воспитанием отдельных личностей.

Первый принцип позволяет руководителю уяснить внутреннюю логику, психологию развития коллективных отношений. Второй показывает в каком направлении должна строится работа по сплочению людей. Третий – определяет механизм воспитательного воздействия руководителя как на отдельную личность, так и на весь коллектив. От того, в какой мере руководитель соблюдает эти принципы, зависит состояние морально – психологического климата коллектива, и, безусловно, его авторитет.

Основными составляющими элементами управленческой структуры является подчинённый и руководитель, а также весь комплекс отношений, в которые они вступают и которые образуют морально – психологический климат коллектива. В каком же случае можно говорить о благоприятном, здоровом климате. В литературе выделяют следующие его признаки:

                       Доверие и высокая требовательность членов коллектива

                       Демократический стиль руководства

                       Отношения взаимной ответственности

                       Делегирование власти подчинёнными и признание за ним права принимать значимые для группы решения

                       Сплочённость первичного коллектива и психологическая совместимость его членов

                       Высокая степень включённости в совместной деятельности группы, идентификация с её целями и нормами, удовлетворённость принадлежностью к коллективу

                       Отсутствие конфликтов и широкая информированность о состоянии дел на предприятии

                       Формирование морального – психологического климата составляет центральный аспект управления. Любые проблемы должны решаться с учётом социальных и психологических последствий, с учётом реально существующих в данном коллективе людей, их психологии, т.е. стремлений, взглядов, представлений и т.д.[4]

Для создания здоровой, творческой психологически комфортной обстановки в коллективе руководителю необходимо знать критерии психологической управляемости коллектива, которыми являются:

  1. Восприятие прямой связи, т.е. решения руководителя понятны, не противоречат интересам сотрудников
  2. Решения находят реализацию
  3. К руководителю поступает информация обратной связи
  4. Правильное восприятие контроля над выполнением решений руководителя.

Чтобы коллектив соответствовал критериям управляемости, он должен как объект управления обладать определёнными психологическими параметрами. К ним относятся определённый состав коллектива, наличие единого сознания, мотивов, установок, стимулов поведения, коллективное восприятие, память настроения коллектива, характер и культура общения.

Какие же качества должны быть присущи человеку, который сможет квалифицированно руководить коллективом, способствовать созданию положительного морально – психологического климата?

Прежде всего, ему необходим высокий уровень психической деятельности, т.к. руководитель воздействует на людей, их ум, чувства. К нему, соответственно, предъявляются высокие психологические требования:

                       Наличие воли, которая используется как «мягкое дирежирование», т.е. твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление, принуждение

                       Способность убеждать, т.е. воздействовать на ум людей, внушать, владение приёмами суггестии

                       Толерантность к недостаткам, умение видеть главное в человеке

                       Объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок

                       Наблюдательность

                       Устойчивость взглядов

                       Умение запоминать и удерживать в памяти необходимые события, факты, лица

                       Оптимизм

                       Умение управлять эмоциями, сдержанность

                       Психологическая избирательность как способность наиболее полно и глубоко отражать психологию людей, быстро реагировать на их психологические особенности, интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность к психологическому анализу поведения, поступков подчинённых и своих собственных, способности мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, сопереживание, эмпатия.

                       Наличие практического ума, т.е. умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором

                       Психологический такт, т.е. умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота обращения, естественность поведения

                       Умение слушать; ясно, чётко, содержательно, доходчиво говорить

                       Порядочность

                       Подлинный авторитет, имеющий и неформальное влияние.

Рассматривая критерии эффективности коллектива, американский психолог М. Шоу в 1971 году предложил учитывать следующие параметры личности руководителя: биографические характеристики, способности, черты личности. Среди последних, оказывающих наибольшее влияние на морально – психологическую обстановку в коллективе выделяются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность.

Речь идёт о доминантности как стремлении руководителя влиять на подчинённых. Иными словами, влияние руководителя, основывающееся на средствах социального, формально организованного характера, должно обязательно подпитываться влиянием, имеющим своей опорой систему психологических неформально – организационных связей. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчинённых.

Говоря об эмоциональной уравновешенности, следует подчеркнуть два момента: необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и поиск им средств эмоциональной разрядки. Руководителя постоянно окружают люди. И со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения к тому же, эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах со всеми негативными для морально – психологического климата последствиями. С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности.

Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организаторской направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности с организаторскими способностями. Креативность в переводе с английского языка означает «творческость, способности к творческому решению задач». Необходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития этих двух важнейших свойств личности руководителя – потребностями и интересами к организаторской работе.

Три важные переменные положены в основу психологического портрета руководителя в аспекте его влияния на морально-психологический климат: авторитет, личность и стиль руководства.

Д. Карнеги приводит данные ряда исследований, которые показывают, что даже в такой чисто технической области, как инженерная, порой только 15 процентов финансового успеха зависят от технических знаний руководителя, а 85- от личных качеств человека, его способности руководить людьми.[5]

Руководителю нужно обязательно знать, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, какие сдвиги происходят в социально-психологических отношениях и как они влияют на деятельность предприятия, нужно раскрывать и понимать механизм поведения людей, учитывать сложное и противоречивое переплетение мотивов их деятельности. Невозможно обеспечить заметный успех в повышении производительности и конкурентоспособности без комплексного решения, так называемых, «десяти наиболее важных проблем»

1.Операционные системы управления

2.Организационная структура

3.Качество

4. Вовлечение работников в управление

5.Конкурентная компенсация

6.Стабильный состав работников

7.Профессиональная подготовка и повышение квалификации.

8.Система финансовой отчетности

9.Символы, статус и членство

10.Взаимоотношения между сотрудниками и руководством.[6]

Как видим, важными составляющими успешной деятельности предприятия является вовлечение работников в управление, повышение их квалификации, их моральное стимулирование. Иными словами, в центре внимания руководителя любого ранга должен быть человек. При подборе руководителя всегда важно обращать внимание на его умение строить отношения с подчиненными.

Разумеется, требования к руководителю зависят от характера коллектива и выполняемых им требований. В тоже время можно говорить о комплексе общих качеств, необходимых всякому руководителю. Оценку соответствия личности руководителя требованиям деятельности осуществляет коллектив. Если свойства руководителя отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, может способствовать создания положительного морально-психологического климата.

Авторитет- это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств руководителя объективным требованиям деятельности[7].

Авторитет- это своего рода невидимый «двойник» руководителя, присутствующий рядом с каждым из подчиненных. Авторитет руководителя определяется для него самого силой влияния на людей, а для подчиненных – степенью оказываемого ему доверия.

Информация о работе Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе