Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучить предпосылки, причины и последствия распада семьи и влияние ситуации развода родителей на формирование личности ребёнка.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и функции семьи и формы семейной дезорганизации 5
1.2 Основные характеристики развода: причины, периоды, фазы 7
1.3 Социально-психологические проблемы неполных семей 10
Выводы по главе 11
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА 14
2.1 Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта развития ребёнка 14
2.2 Дети и развод: грани соприкосновения 17
Выводы по главе 19

Работа состоит из  1 файл

Мария Кононович, гр.872.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

     Ребёнок должен неоднократно убедиться в  том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиваться взаимное доверие и любовь. Развод превращает многих детей в полусирот. Развод – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнёров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребёнка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5-7-летние дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет [5, с.638].

     Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7%убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

     Иногда  развод может расцениваться как  благо, если он изменяет к лучшему  условия формирования личности ребёнка, кладёт конец отрицательному воздействию  на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание  родителей оказывает на ребёнка травмирующее влияние. Причём большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу [6, с.131].

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 

     Атмосфера проблемной семьи чувствуется очень  быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Иногда ощущается какая-то неустойчивость, или это может быть ощущение тяжести, напряжения и грусти. Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этих семей. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены проблемных семей искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга.

     В зрелых семьях царит совсем другая атмосфера. Там ощущается естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уважение друг другу. В зрелой семье всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыть проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь осмеян. В этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками попробовать что-нибудь новое в жизни, обязательно будут и ошибки, которые означают, что человек растёт и развивается. Члены семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно.

     Семейная  жизнь – самый трудный вид  деятельности в мире (В.Сатир) Неблагополучные семьи порождают неблагополучных детей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человеческий мир вокруг. В дисгармоничных и благополучных семьях возникают одни и те же проблемы, но при наличии зрелых семейных отношений взаимно положительное поведение в ситуациях, требующих решения проблем, преобладает.

     Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки  и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственной здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле – благополучной [5, с.90].

     Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависит занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи. В частности, социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивого неприятия пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д. Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждение педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д. [9, с.360]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Основы  психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие/ Н.Н.Посысоев [и др.]; под ред. Н.Н.Посысоева.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-328 с.
  2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб.пособие/ О.А.Карабанова.- М.: Гардарики, 2004.- 320с.
  3. Павленок, П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения: учеб.пособие/ П.Д. Павленок, М.Я.Руднева.- М.: ИНФРА-М, 2009. – 272с.
  4. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учеб.пособие/ Т.С. Зубкова, Н.В.Тимошина.- М.:. Академия, 2003.- 224с.
  5. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб.пособие/ Л.Б. Шнейдер.-  М.: Академический Проект, 2006.- 736с.
  6. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи/ В.М. Целуйко.-3-е изд.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 272
  7. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в разведённых семьях: учеб.пособие/ Л.И. Савинов, Е.В.Кузнецова.- М.: Дашков и К, 2007.-216с.
  8. Социальная работа: учебник/ Н.Ф.Басов [и др.] под ред. Н.Ф.Басова.- М.: Дашков и К, 2009.- 364с.
  9. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб.пособие/ В.И. Курбатов.-  М.: Дашков и К, 2007.-480с.
  10. «технологии социальной работы» под общей редакцией Е.И.Холостовой. Москва 2002. Инфра-М. С.400. учебник
  11. www.mintrud.gov.by

Информация о работе Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка