Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучить предпосылки, причины и последствия распада семьи и влияние ситуации развода родителей на формирование личности ребёнка.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и функции семьи и формы семейной дезорганизации 5
1.2 Основные характеристики развода: причины, периоды, фазы 7
1.3 Социально-психологические проблемы неполных семей 10
Выводы по главе 11
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА 14
2.1 Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта развития ребёнка 14
2.2 Дети и развод: грани соприкосновения 17
Выводы по главе 19

Работа состоит из  1 файл

Мария Кононович, гр.872.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

     Эмоциональная сторона детско-родительских отношений  в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребёнка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение родителя к ребёнку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причём в современной психологии чётко разделяют эмоциональное отношение к ребёнку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, А. И. Захаров), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребёнку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребёнком. Любовь к ребёнку – эмоциональная близость и взаимопонимание – не является врождённой способностью матери и отца и не возникает по велению волшебной палочки с рождением ребёнка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребёнком.

     В континууме значений эмоционального отношения  родителя к ребёнку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного, до открыто негативного полюса.

    • Безусловное эмоциональное принятие ребёнка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребёнка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности, любви, заботе в отношениях с родителями.
    • Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами поведением ребёнка). В этом случае любовь родителей ребёнок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не даётся сама собой, а требует труда и старания.
    • Амбивалентное эмоциональное отношение к ребёнку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).
    • Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.
    • Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребёнку).
    • Открытое эмоциональное отвержение ребёнка.

     Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности. Искажения материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребёнка. Качество супружеских отношений влияет на качество отношений детско-родительских. Представление ребёнка об отце и отношения с ним в большей степени зависят от взаимоотношения супругов, чем от представления ребёнка о матери и отношения с ней. Отношение ребёнка к родителю опосредуется отношением к последнему супругу, в первую очередь отношением матери к отцу, а не его супружескими качествами. Принятие ребёнком отца зависит от супружеской теплоты отношения матери к отцу.

     Специфика отношения родителей к детям  разного пола осознаётся родителями и часто выступает как реализация целенаправленного воспитания детей с учётом гендерных различий. Взаимоотношения и характер общения между супругами, степень субъективной удовлетворённости браком также оказывают влияние на специфику отношения матери и отца к ребёнку своего и противоположного пола [2, с.118-133].

     Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в  семье является понятие «роли». Роль ребёнка в системе семейных отношений  может быть различной. Её содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребёнок удовлетворяет, а именно:

    • ребёнок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребёнок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье;
    • ребёнок может быть знаком социально статуса семьи, символизируя её социальное благополучие. («У нас всё как у людей»). При этом ребёнок выполняет роль объекта для социальной презентации;
    • ребёнок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя»).

     Положение ребёнка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребёнка. В связи с этим можно выделить следующие роли.

    • «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребёнка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
    • «Козёл отпущения». Ребёнок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребёнка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
    • «Делегат». Через данного ребёнка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребёнка родители часто ожидают воплощение своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т.д.) [1, с.242-243].

      2.2 Дети и развод: грани соприкосновения

     К типу проблемных семей можно отнести  семью, находящуюся на грани развода, а также семью с разведёнными родителями. Все члены такой семьи  переживают стрессовое состояние, связанное  с разрушение стабильности жизни и необходимостью прерывать эмоционально значимые отношения. Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей до 6 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей в случае ухода из семьи отца. Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувство злости и обиды, особенно на отца. В 10-11 лет дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подросток всё же оказывается способным адекватно представить себе причины и последствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

     С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери сложнее прививать  мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление  о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Ситуация ещё больше осложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на проявление позитивных чувств к ушедшему родителю (его запрещается любить, говорить и думать о нём).

     Мальчики, росшие без отца, могут усваивать «женский» тип поведения. У них также может формироваться искажённое представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им будет сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. Девушки из неполных семей при выходе замуж испытывают психологические затруднения при попытке адекватно понять своих мужей и сыновей, выполнять роли жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

     Для ребёнка наличие семьи является своеобразной предысторией его существования. Семья – это то, что существует вечно, «давным-давно», ещё до его рождения. И если развод для взрослых – это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое, тем не менее, они решаются по доброй воле, исходя из определённых психологических побуждений, то для ребёнка расставание родителей – это разрушение жизненного мира, всех сфер привычной жизнедеятельности.

     В гармоничных семьях все проблемы решаются открыто. Каждый член семьи  – самоценная личность, с которой  считаются и которую не используют для удовлетворения интересов других близких. В случае развода в такой семье ребёнку сообщают известие о возможных переменах в семье, выстраивая с ним честное, открытое, учитывающее его состояние общение. Родители, привыкшие манипулировать чувствами и поведением ребёнка, в ситуации развода могут реализовывать следующие типы поведения.

     Использование ребёнка для разрешения супружеских  конфликтов. Это происходит в том  случае, если конфликт принял затяжной характер, супруги не разговаривают  друг с другом. Ребёнок начинает выполнять ролю «беспроволочного телеграфа».

     Разделение  с ребёнком ответственности за развод. Родители могут задавать ребёнку  навязчивые вопросы следующего типа: «как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой расстанемся?»» или  «Милый, что лучше для твоего будущего – если мы с папой будем также  плохо жить вместе или если разойдёмся совсем?»

     Манипулирование чувствами ребёнка. Ребёнка могут  использовать и для попыток примириться, вернуть к себе почти утерянного супруга и обратить на себя внимание. Мать в этом случае может, например, просить ребёнка: «Скажи отцу, что я не переживу развода!» [1, с.217].

     Неполная  семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи  зависит от осмысления родителем  её значения и от эффективной окраски  переживания этого факта. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребёнка искажённой Я-концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личностной недостаточности, наконец, вызвать трудности при создании собственной семьи. Вместе с тем подобный мрачный прогноз не всегда становится реальностью. Позиция отца и матери, их умение сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребёнка в неполной семье. Родителю, проживающему отдельно, необходимо предоставить возможность равноправного участия в воспитании и полноценного общения и сотрудничества с ребёнком. Ограничениями для такого общения могут быть лишь асоциальное поведение родителя, склонность к алкоголизму, высокая конфликтность, действия, представляющие угрозу физической, личностной и психологической безопасности ребёнка [2, с.267].

     В неполной семье ребёнок лишён  образца того, как должны вести  себя мужчины и женщины в различных  ролевых ситуациях, поэтому в  будущем, в своей собственной  семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) – их неадекватная полоролевая социализация [10, с.251].

     Прежний мир ребёнка, в котором он родился  и жил до развода родителей, разрушился, и перед ним встаёт трудная  задача: нужно выживать, приспосабливаться  к новым обстоятельствам.

     В семейно воспитании детей без  отца можно выделить три типа отношений матери к этой проблеме:

  • Первый тип: мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда нее было;
  • второй тип: мать пытается обесценить отца в глазах ребёнка, старается устранить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце, стремится убедить ребёнка в том, что отец был плохим, поэтому они с ним расстались. Продолжая вражду с бывшим мужем, она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму;
  • третий тип, пожалуй, самый трудный: мать, забыв обиды, должна попытаться увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определённые достоинства, но он не лишён и некоторых слабостей (недостатков), и тем самым сохранить детям обоих родителей [6, с.135].

     Выводы по главе

     Трудности, поджидающие супругов в связи  с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети ещё маленькие (не старше двух-трёх лет), прошлая жизнь, может  быть, не окажет на них такого влияния, какое она оказывает на детей постарше. Дети в возрасте 3,5-6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всём себя. Ребёнок 6-10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10-11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще не особенно интересовать.

     Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношений.

Информация о работе Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка