Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучить предпосылки, причины и последствия распада семьи и влияние ситуации развода родителей на формирование личности ребёнка.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и функции семьи и формы семейной дезорганизации 5
1.2 Основные характеристики развода: причины, периоды, фазы 7
1.3 Социально-психологические проблемы неполных семей 10
Выводы по главе 11
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА 14
2.1 Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта развития ребёнка 14
2.2 Дети и развод: грани соприкосновения 17
Выводы по главе 19

Работа состоит из  1 файл

Мария Кононович, гр.872.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

     Завершается развод фазой сепарации – прекращение мведения супругами совместного хозяйства и совместного проживания. Нередко уже на этой фазе происходит физическое отделение супругов – уход в прародительскую семью или на иное место жительства.

     Основное  содержание постразводного периода составляет перестройка семейной системы и её стабилизация. В жизни семьи он проходит три фазы:

    • послеразводную (до одного года);
    • фазу перестройки (2-3 года);
    • фазу стабилизации (2-3- года).

     Метафора  послеразводной фазы – «разрушенный дом». Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Основная цель послеразводной фазы – построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи.

     Фаза  перестройки является поворотной в  развитии отношений бывших супругов. На фазе происходят стабилизация финансово-экономического положения семьи, приспособление к новому уровню доходов и изменение стиля жизни семьи в соответствии с ним. В сфере детско-родительских отношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейного воспитания с учётом новых реалий жизни семьи – трудовой занятостью матери и снижением меры участия отца в процессе воспитания.

     Завершающей фазой постразводного периода является фаза стабилизации. Проблемы перестройки семьи успешно преодолены, между бывшими супругами устанавливаются ровные партнёрские отношения, становится возможным их эффективное сотрудничество в воспитании детей  [2, с. 246-259].

     Юридическое расторжение брака является, как  правило, финалом достаточно длительного  процесса, проходящего несколько  стадий развития. В ходе его распадаются структурные связи, соединяющие супругов. Первой стадией развода считается разрушение эмоциональных связей, хотя более половины семей живут в состоянии такого эмоционального развода достаточно долго, будучи связаны привычками и материальными благами. Вторая стадия развода – физический развод, т.е. прекращение сексуальных отношений между супругами. Прекращение интимных отношений часто сопровождается возникновением случайных или постоянных связей на стороне. Третья стадия развода – фактический развод, иногда разъезд. Это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей. Четвёртая стадия развода – юридический развод, совершаемый в органах записи актов гражданского состояния или в суде.

     В любом случае развод – это сильнейшее эмоциональное и психическое  потрясение, которое не проходит бесследно. Между тем, много супружеских  пар прибегает к разводу при  первом же столкновении с обычными житейскими трудностями [3, с.52].

     Не  может быть однозначной (негативной или позитивной) оценки развода. Если удаётся разрушить кризисные тенденции в отношениях двух взрослых людей, предоставить им новые возможности для реализации экономических, профессиональных интересов, для изменения социально-экономического статуса, то развод может быть охарактеризован как конструктивный, социально приемлемый, рациональный способ выхода из ситуации затяжного супружеского кризиса, и общество вряд ли в праве в данном случае препятствовать расторжению брака. Если же решение о разводе принято супругами опрометчиво, если это для них лишь способ ухода от проблем или неумение их решать, если свобода развода не сбалансирована равенством всех членов семьи, тогда разрушение брачно-семейных отношений принимает социально деструктивное значение. Право на развод должно существовать, но лишь как способ выхода из трагических обстоятельств, а не как сомнительный вариант эгоистической демонстрации собственной (при этом субъективной) правоты, не как необдуманная попытка быстрого, что также спорно, выхода из брачно-семейного кризиса.

     С одной стороны, сегодня отношение  к разводу очень лояльное: право  на развод в большинстве стран  узаконено; реальных препятствий для  расторжения брака в принципе нет (или мало); Но, с другой стороны, в современном социуме продолжают существовать стереотипы (и, как правило, негативные) в отношении разведённых. В некоторых сферах общества (например, в политике) человеку, имеющему статус разведённого, труднее добиться успехов в карьере.

     Развод  есть скрытая девиация, порождающая проблемы дисфункций семьи как малой группы и социального института. Отказ от брачно-семейных отношений при разводе - это гораздо больше, чем просто отказ от семейной жизнедеятельности, от её противоречий и проблем; это замена общечеловеческих достижений на индивидуально-эгоистические [7, с.22-24]. 
 

     1.3 Социально-психологические проблемы неполных семей

     К «проблемным» семьям можно отнести  все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для  решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

     Целесообразно выделить следующие типы проблемных семей:

    • семья с больным ребёнком (психически или соматически);
    • семья с нарушением внутрисемейной коммуникации;
    • дисгармоничный союз;
    • семья в разводе;
    • неполная семья;
    • семья алкоголиков;
    • повторный брак [1, с.208-210].

     Неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком несовершеннолетнего  возраста и несёт за него основную ответственность. Основные причины формирования неполной семьи:

    • внебрачное рождение ребёнка;
    • развод;
    • смерть матери или отца [3, с.111].

     Социально-психологические  проблемы неполных семей:

     Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной.

     Проблема  трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

     Жилищная  проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощадки.

     Психологические проблемы. «Проблема родителей» - проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя.

     Отсутствие  опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом. После развода частот мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

     Проблема  воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений.

     Проблема  создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведённым – боязнь повторить ошибку; овдовевшим – память по умершему супругу; одиноким – отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельные и не готовы идти на компромисс.

     У детей возникает  проблема отношения  к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи.

     Проблема  взаимоотношения  детей. В случае рождения в такой семье общего ребёнка, может возникнуть проблема отношений пасынков и падчериц к этому ребёнку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

     Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела [4, с.76-78].

     Для решения проблем неполных семей  специалист по социальной работе должен привлекать службы занятости (решение  вопросов трудоустройства), органы образования (возможность бесплатного питания  и посещение группы продлённого  дня), социальные службы (назначение пособий и пенсий), органы исполнительной власти (решение жилищных проблем), юридические службы (вопросы алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, вопросы взаимоотношений бывших супругов), аналогичные семьи (обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь), органы здравоохранения (вопросы здоровья всех членов семьи, организация медико-социального патронажа) [8, с.166].

     Выводы по главе

     Неблагополучная семья – семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

     В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семья характеризуется  гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными  правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья – система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадёжности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.

     В гармоничной семье между поколениями  существует чёткая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании  родителей над детьми, а на том, сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе). Взаимно солидарные родители поощряют творчество по отношению к игре и экспериментированию в общении [1, с.208-209].

     Не  все семьи способны выдержать  испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который уже не приносит удовлетворения обоим партнёрам. Часто выход в такой ситуации один – развод. Последствия разводов – это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей.

     В.А.Сысенко, автор исследований по проблемам  устойчивости семьи и супружеских  конфликтов, в результате анализа  последствий разводов сделал следующие  выводы:

    • большая часть разведённых мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, значительная часть разведённых женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак;
    • возможности деторождения разведённых женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения;
    • вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребёнок воспитывается одним из родителей;
    • рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость;
    • развод создаёт травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей;
    • одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для миллионов людей [6, с.130-131].

 

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА

      2.1 Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта развития ребёнка

     Детско-родительские отношения составляют важнейшую  подсистему отношений семьи как  целостной системы и могут  рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребёнка могут быть определены следующими параметрами:

    • характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребёнка (родительская любовь), со стороны ребёнка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
    • мотивы воспитания и родительства;
    • степень вовлеченности родителя и ребёнка в детско-родительские отношения;
    • удовлетворение потребностей ребёнка, забота и внимание к нему родителя;
    • стиль общения и взаимодействия с ребёнком, особенности проявления родительского лидерства;
    • способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребёнка;
    • социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
    • степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Информация о работе Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка