Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

вместе2.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

     Тем не менее несмотря на трудности, связанные с установлением наличия ил отсутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, если бы в определении не упоминалось намеренное причинение вреда, необходимо было бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения классифицировать как агрессию. Ввиду того, что люди время от времени оскорбляют чувства других, прищемляют кому-нибудь пальцы дверью и даже калечат друг друга в дорожно-транспортных происшествиях, представляется важным отличать подобные действия от агрессии.

     Во-вторых, если исключить обязательное наличие  намерения из нашего определения  агрессии, было бы необходимо характеризовать  действия, хирургов ,стоматологов и даже родителей, применяющих дисциплинарные меры воздействия на детей, как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скрывать свое стремление причинить боль или страдания другим: без сомнения, существуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту больно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт. Однако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце концов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы.

     Наконец, если бы критерий намерения был исключен из нашего определения, то примеры, в  которых попытки причинить вред предпринимаются, но оказываются безуспешными нельзя было бы оценить как агрессию; даже несмотря на то что, будь у агрессора чуть более мощное оружие, более точный прицел или более высокое мастерство, жертва получила бы более серьезные увечья.

     Подобные  примеры случайного непричинения вреда необходимо рассматривать как агрессию, даже если жертве, вопреки ожиданиям, не был нанесен ущерб. Поэтому, учитывается все вышеприведенные соображения, весьма важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.

     Агрессия  в подростковом возрасте

     Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.

       Важным условием развития агрессии  является не только социальное  научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

       Предупреждение и искоренение  агрессивного поведения может  быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них  надо активно наказывать. Если  родители не обращают внимания  на агрессивное поведение, оставляя  его без подкрепления, и если  в то же время совершаются  другие (позитивные) поведенческие  акты, которые подкрепляются, то  остающееся без подкрепления  агрессивное поведение постепенно  угасает. 

       В случае, когда речь идет о  подростковой агрессии, позиция  об игнорировании актов агрессивного  поведения как способ предупреждения  и «снятия» агрессии вызывает  сомнение и даже настораживает.  Обыденный психолого-педагогический  опыт, практика психологического  консультирования и некоторые  специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой  агрессии чревато опасными последствиями  и может вести к дальнейшей  эскалации агрессивного поведения,  превращения его в привычную  форму поведения личности. 

     Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости  его круга общения на семью  оно действительно останется  неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка  уже не ограничивается семьей —  подкрепление может быть найдено  на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

       Активное наказание, как уже  было отмечено ранее, также  рассматривается в качестве способа  торможения и коррекции агрессивного  поведения. Однако заторможенные  таким способом агрессивные реакции  не обязательно исчезнут вовсе  и могут проявиться в ситуациях,  где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также  с теорией смещенной агрессии  Миллера, в основе которой лежит  представление о переносе агрессии  на другой объект, разрядке агрессивного  импульса на человека, атаковать  которого менее опасно, хотя он  и не является истинным источником  возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной  агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

      1) силой побуждения к агрессии;

      2) силой факторов, тормозящих данное  поведение; 

      3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.

       Кроме того, между строгостью  наказания, как было показано  экспериментально (Eron at al.), и уровнем агрессивности детей существует, положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на слу чаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведе ние ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей (третьеклассников), а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате лонгитюдного исследования (Eron at al.) было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. В другом исследовании (Lefkowitz et al.) было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

     Влияние степени привязанности  к родителям на развитие агрессии

     Исследования  показывают, что агрессивные и  неагрессивные подростки имеют  различную степень привязанности  к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю.

       Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован  как еще одно проявление особого  значения матери в системе  привязанностей и социальных  отношений подростка. Очевидно, нарушения  идентификации с матерью могут  быть обнаружены не при любых,  а только при очень серьезных  нарушениях развития личности. Так,  в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негати-визации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

       Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

     Половые различия развития агрессии у подростков

     Внутри  подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

       Так, установлено (Ковалев П.  А.), что у мальчиков имеются  два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек  также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления  агрессивного поведения отмечается  в 11 лет и в 13 лет.

       Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид).

     Развитие  различных форм агрессии

     В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

       Можно отметить также, что в  более младшем возрасте (10—11 лет)  между разными формами агрессии  существует достаточно слабая  дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.

       Структура проявления различных  форм агрессии обусловлена одновременно  как возрастными, так и половыми  особенностями. В раннем подростковом  возрасте у мальчиков доминирует  физическая агрессия, а у девочек  она выражена незначительно —  они отдают предпочтение вербальной  форме проявления агрессии.

       Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте