Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

вместе2.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

    Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального  образования

«ОДИНЦОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» 
 

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

ДАВЫДОВА  Екатерина Сергеевна

Студентка группы П-21 2-го курса очной формы  обучения

Специальность 030301.65 «Психология» 

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У  ПОДРОСТКОВ

Курсовая  работа

по учебной  дисциплине «Общая психология» 

Научный руководитель:

Лобза Ольга Валерьевна

К защите _____________________________

«___»______________2011 г.

_________________________О.В.  Лобза

      (подпись) 

Работа защищена с оценкой   __________________________________________________

«___» _______________2011 г. 

      _________________________ О.В. Лобза 

      (подпись) 
 
 
 

Одинцово 2011

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические  аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4

1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4

1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14

1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25

Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности  у подростков. 28

2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31

2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32

2.2. Результаты изучения  самооценки агрессии  у подростков 36

2.2.2. Анализ исследования  проективной методики  «Кактус» М. Панфиловой 37

2.2.3. Анализ исследования  агрессивности личности  «Диагностика показателей  и форм агрессии  А. Басса и А.  Дарки» 38

2.2.4. Анализ исследования  самооценки уровня  тревожности  (Ч.Д.  Спилберга, Ю.Л.  Ханина) 40

2.3. Корреляционный анализ исследования 41

Выводы 43

Список  литературы 44

Приложение 45 

 

Введение.

     Актуальность. Данная тема является актуальной, так как в наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Почему они действуют агрессивно? Этим вопросом занимаются лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривается с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

     Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.

     Объект  исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.

     Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.

     Гипотеза  исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

     Задачи  исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.
  2. Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.
  3. Определить связь самооценки с агрессивностью.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте

    1. Формирование  самооценки в подростковом возрасте

     Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком  самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает  эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень  широк – от веры в собственную  идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания  человеком своих поступков и  действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности  и способности.

     Самооценка  имеет ряд измерений: она может  быть адекватной или неадекватной (а  проще говоря – правильной или  ложной), относительно высокой или  низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

     На  начальных этапах развития ребенок  оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем  начинают осознаваться и оцениваться  практические умения, поступки, моральные  качества. Самооценка начинает выступать  в качестве важнейшего регулятора поведения  человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

     Формирование  адекватной самооценки – важнейший  фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется  у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего  – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной  деятельности ребенка и самостоятельной  оценки ее результатов.

     Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка  в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В  этом возрасте, по мере накопления опыта  в оценивании результатов собственной  деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

     В самооценки «отражается то, что ребенок  узнает о себе от других, и его  возрастающая собственная активность, направленная на сознание  своих  действий и личностных качеств.»

     Самооценка  как важнейший механизм регуляции  поведения играет большую роль в  овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и  способностей, в установлении дружеских  отношений с одноклассниками.

     Адекватная  самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает  основание для развития личной полноценности  и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и  реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению  внутренних конфликтов, нарушений общения  и в целом свидетельствует  о неблагополучном развитии личности ребенка.

     Из  числа многообразных методик  измерения самооценки у детей  в настоящий практикум включены те, которые являются наиболее адекватными  для работы с детьми младшего школьного  возраста.

     Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки, по мнению американского философа и психолога У. Джеймса, язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие, с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние.

     От  чего зависит самооценка? По мнению У. Джеймса, от успеха. Индивид, обеспеченный материально, окруженный друзьями, испытывающий славу, вряд ли может подвергнуть  сомнению собственную личность. Лицо же, которое потерпело несколько  неудач сразу, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной  неуверенностью в самом себе и  отступает перед всякого рода испытаниями.

     Самооценка  в подростковом возрасте.

     Самооценка  – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком  своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

     Описывая  особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним  воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных  сфер жизнедеятельности в старшем  подростковом возрасте.

     С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс  развития самосознания у подростков, описывает ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценки.

     В процессе развития самосознания центр  внимания подростков мало-помалу переносится  от внешней стороны личности к  ее внутренней стороне, от более или  менее случайных черт к характеру  в целом. С этим связаны осознание  – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком  уровне.  

     Взаимодействие  когнитивного и эмоционального компонентов самооценки.

     Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о  себе, второй – его отношение  к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация.

     Качественное своеобразия когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутреннее дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

     Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

  1. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистической самооценки: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности обобщение ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.
  2. Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализе конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализации как в проблематичных, так и в категоричных формах.
  3. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.

Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте