Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.

Содержание

Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

социометрический статус.docx

— 179.30 Кб (Скачать документ)

     Малые группы могут быть референтными и нереферентными.  Референтная – это любая реальная или условная (номинальная)  малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе  индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения  и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа,  психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов  которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

     Все естественные группы можно разделить  на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.  Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и  лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах  их функционирования). Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем,  что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для  очень многих людей, не только для членов данного коллектива.  В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п [9].

     Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать  ряду весьма высоких требований: успешно  справляться с возложенными на нее  задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для  каждого своего члена возможность развития как личности, быть  способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше,  чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система  различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся  на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

     Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности  и информированности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является  он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно  оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое  дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

     Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами  или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам  коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

     Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу  членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива.  В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и,  по возможности, при общем согласии.[10]

     Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения  членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно  обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности  непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

     Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений  является хорошее знание членами  коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же  входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

     Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших  показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе  гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга,  не объединенных системой описанных отношений[1].

     Таких малых групп, которые полностью  бы отвечали всем  перечисленным  требованиям коллектива, в действительности  почти нет. Большинство реально существующих малых групп  занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут  претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому  должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

      В исследованиях А. Петровского оставалась ведущей проблема – проблема личности и коллектива. Центральная предпосылка, созданной теории коллектива состояла в том, что социально-психологические закономерности коллектива и личности в коллективе имеют принципиально, качественно иной характер по сравнению с закономерностями групповой динамики, утверждаемыми традициями социальной психологией на Западе. Осознать эти различия, осмыслить их теоретически, разработав систему методических средств их выявления и др. – все эти задачи решались в рамках особой теоретической конструкции, получившей название стратометрической концепции. Обращение к принципу деятельностного опосредования межличностных отношений, было идеей глубинной многоуровневой (стратометрической) структуры коллектива. Являясь развернутой системой утверждений и доказательств, она позволяет предсказывать неизбежность возникновения одних психологических феноменов и закономерное отсутствие других в группах разного уровня развития. Таким образом, психологу и педагогу в практической деятельности следует ориентироваться не на выводы, вытекающие из теории малых групп, а на дифференцированный подход к межличностным отношениям в группах разного уровня развития.[10]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие социального статуса
 

      Понятие социального статуса было заимствовано социологическим знанием из экономической теории. Существуют две теоретические парадигмы, активно использующие данное понятие. Структурно- функциональная теория социального статуса и ролевая теория личности. Линтон в 30-е годы 19 в. ввёл в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, которое занимает индивид в системе социальных отношений и которое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанная и ожидаемое поведение от личности, занимающей определённое положение в обществе. Понятие «социальный статус» и «социальная роль» связаны между собой как статистическая и динамическая (функциональная) характеристики личности в системе социальных отношений. В контексте структурно-функциональной теории социального статуса статус формируется макроструктурами. Статусные позиции существуют как «свободные вакансии», которые должны быть заняты индивидами. Присвоение статусной позиции осуществляется на индивидуальном уровне, но субъект не в состоянии кардинально изменить набор прав, полномочий и обязанностей свойственных данной позиции. В ином контексте используется понятие в ролевой теории социального статуса

     Социальные статусы формируются не действием макроструктур, а порождающими их социальными отношениями. Они возникают вследствие стремлений людей получать награды и выгоды. В этом смысле социальные статусы производны от межгрупповых (межличностных) отношений. Социальная структура образуется разными типами отношений между позициями. Позиции индивида в обществе являются производными от позиции группы, к которой он принадлежит или с которой он себя идентифицирует. Признавая социальный статус как позицию в обществе, связанную с определённым набором прав полномочий и обязанностей, задающих определённую роль, различные теоретические подходы отличаются тем, что по-разному трактуют природу формирования статуса и степень вариативности социальных ролей.[7]

      Социальный  статус - структурный элемент социальной организации общества, который предстаёт перед индивидом как позиция в системе социальных отношений. Социальный статус выступает характеристикой социальной позиции в определённой системе социальных координат. В этом отношении социальную структуру можно представить как сложную систему взаимосвязанных социальных статусов, занимая которые индивид становится членом общества. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону и внешние формы проявления (номинацию). Содержательная сторона социального статуса характеризуется функцией определённой для этой социальной позицией, и комплексом прав, обязанностей привилегий полномочий, сопряженных с реализацией данной функцией. Знание содержательной стороны собственного статуса и статусов других индивидов, с которыми устанавливаются взаимодействия, позволяют диспозицию (расположение) конкретного социального статуса в социальной системе координат. Внешние формы проявления статуса предполагают следование индивидом нормам поведения, соответствующем данному социальному статусу. Вступая в различные социальные отношения, человек одновременно занимает ряд социальных статусов. В современном обществе, характеризующемся сложным переплетением различных сфер деятельности, социальный статус личности определяется несколькими признаками, например: престижностью профессии, уровнем дохода, уровнем образования, позицией во властной сфере. Такой обобщенный статус называется индексом социальной позиции.[10]

      Для выполнения конкретных функций в  ходе социального взаимодействия на  человека  накладываются  определенные  функциональные обязанности. И вместе с тем он  наделяется  определенными  правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей наиболее  значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и  права  достаточно  четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

      Функции индивида и вытекающие из них обязательства  и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный  статус  человека. Иначе говоря, в статусе фиксируется  тот набор конкретных действий, которые  должны быть ему предоставлены для  осуществления  своей  деятельности. Зная социальный статус конкретного  человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что  он будет  осуществлять исключительно типичный набор действий, и обладать  типичным набором качеств и особенностей, необходимы для исполнения этих функций.

      Каждый  человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого  множества связей, взаимодействует  с  другими  людьми  и выполняет  различные функции. Особую роль играют генеральные статусы. Первый - статус человека, его права и обязанности  другой генеральный статус – статус члена данного общества,  государства (гражданина). Генеральные статусы являются  фундаментом  статусной позиции личности. Статус можно обрести от рождения. Это - национальность (русский, башкир и т.д.), место рождения (москвич, минчанин, одессит). Подобные статусы называются предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это статусы приобретенные, достигнутые. Это статус учителя или футболиста, пианиста или жены.

      Статусы могут  быть  формализованными или  неформализованными, что зависит  от того,  в рамках формализованных  или неформализованных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодействий - выполняется та или иная функция. Множественность статусов не означает их  равнозначности. Они  находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно,  что во всех случаях особое значение имеет статус личности,  связанный с  работой,  профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве случаев,  и специфическую, проявляющуюся в особых условиях.[1]

      Выделение главного  статуса  хотя и сложно,  но важно, так как именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный  сама личность. На этой почве возникает  немало драматических противоречий внутреннего мира  личности, неадекватно  представляющей  свое место в  обществе,  в общественном мнении.

Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе