Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.

Содержание

Введение ……………………………......……..3
I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6
1.1 Понятие малой группы..... 6
1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14
1.3 Психологические особенности подростка..... 19
1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27
II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе………………………………..31
2.1 Описание процедуры проведения исследования………..........................…31
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………33
Заключение. …….40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

социометрический статус.docx

— 179.30 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 
 
 
 
 

Сочинский Государственный Университет 

Туризма и Курортного Дела 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине:  “Психология малой группы” 

Тема

«Влияние межличностных отношений на

 социальный  статус подростка в малой группе» 
 
 
 

                                                                    выполнила студентка    4   курса

                                                                    группа      05 – ЗПП     ЗФО

                                                                    “Педагогика и психология”                  

                                                                    Васильева Е. Л. 
 

                                                    проверил   преподаватель

                                                                     к.псх.н. Петросьян С. Н. 
 
 
 
 
 

Сочи  2009 г.

Содержание:

Введение ……………………………......……..3

I.Теоретические основы. Проблема исследования влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе…….....………...6

1.1 Понятие малой группы..... 6

1.2 Понятие социального статуса…..………………………...…………………14

1.3 Психологические особенности подростка..... 19

1.4 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте..... 27

II. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на социальный статус подростка в малой  группе………………………………..31

2.1 Описание процедуры  проведения исследования………..........................…31

2.2 Анализ  результатов  исследования…………………………………………33

Заключение.   …….40

Список литературы 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Становление личности индивида не может рассматриваться  в отрыве от общества, в котором  он живет, от системы отношений, в  которые он включается.

     Природа межличностных отношений в любых  общностях достаточно сложна. В них  проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные  и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью  нормы и ценности общества. В системе  межличностных отношений человек  реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе  межличностных отношений. Вступая  в межличностные отношения в  самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях (в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях), индивид проявляет себя как личность, и предоставляет возможность  оценить себя в системе отношений  с другими.

     В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи учеников этих групп. Особенно интенсивное развитие общение детей  со своими сверстниками получает в  подростковом возрасте. Отношения со сверстниками обычно строятся как равноправные и управляются нормами равноправия. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который  включает в себя уважение личного  достоинства другого человека, равенство, верность, готовность прийти на помощь.

     В группах подростков обычно устанавливаются  отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно  для подростка, который не находится  в центре внимания сверстников. Неблагополучные  личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы – важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальных отношений с окружающими. Формирование этого чувства во многом зависит от особенностей развития в подростковом возрасте. Если внешняя и внутренняя жизнь подростка характеризуется напряжением, противоречиями и конфликтами, то устойчивость психологических особенностей характера проявляется достаточно поздно – где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависит лишь от подростка, но и от особенностей группы, к которой он относится. Известно, что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создает для проявления позитивного и торможения негативного в личности.

     Влияние со стороны группы проявляется в  форме эмоционального и морального настроения, самочувствия, которое  доминирует в человеке во время длительного  пребывания в ней. Самочувствие в  группе определяет ее социально-психологический  климат. Социально-психологический  климат – это качественная сторона  межличностных отношений, которая  проявляется в виде совокупности психологических условий, которые  способствуют или тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе. Главной  причиной возникновения негативного  социально-психологического климата  в классе, является нежелание или  неумение правильно воспринимать и  оценивать людей, предубежденное отношение  к ним. Из всего сказанного, можно  сделать вывод, что диагностирование уровня развития класса, социально-психологического климата в нем, предупреждение складывания  негативного социально-психологического климата в классе, оказание помощи подросткам в занятии надлежащего  места в структуре класса - является главной в работе школьного психолога.

Цель: изучить влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе.

Объект  исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: социометрический статус подростка в малой группе.

Методологическая  основа:

  1. Групповая динамика Курта Левина;
  2. Стратометрическая концепция А. Петровского;
  3. Социометрический метод Дж. Морено.

Гипотеза: межличностные отношения оказывают влияние на социометрический статус подростка в малой группе.

Задачи  исследования:

    1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии;

    2) Изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

    3)    Изучить социальный статус подростка в малой группе.

Методы  и методики:  

  1. Методика социометрических измерений Дж. Морено;
  2. Экспресс опрос.

Экспериментальная база: клуб ЦВС.

Выборка: 14 человек (13-15 лет; 5 мальчиков, 9 девочек).

Сроки исследования: апрель 2009 г.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что использование данной методики способна обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностных отношений в малых группах, а также надежно прогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическим характеристикам.  
 

Глава I. Теоретические основы.

  Проблема исследования межличностных отношений и социального статуса подростка в малой группе

    1. Понятие малой группы

      Психология  и поведение отдельного человека как личности  существенно зависят от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди  объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные,  более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным,  культурным, образовательным, возрастным, половым и другим  всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию  составляющих их людей.

     Первые  лабораторные исследование групповых  процессов («групповых динамик») провел в США Курт Левин. В социальной психологии благодаря Левину появились такие понятия, как «тип лидерства», «групповая сплоченность», им же было сформулировано одно из первых определений группы.

     Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до  20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней  человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о  зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.[1]

     Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием. Эта общность может  обнаруживаться по  разным характеристикам  – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну  из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

     Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами,  по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и  правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим  климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые  группы в социальной психологии[7].

     Рассмотрим  классификацию малых групп. Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей,  не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы  сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми,  которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.  В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие  объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

     Естественными называют группы, которые складываются сами  по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные  группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

     Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей.  В отличие от них все остальные виды групп реально существуют  в обществе и достаточно широко в нем представлены среди  людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности. 

     Естественные  группы делятся на формальные и неформальные  (другое название – официальные и неофициальные). Первых  отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках  официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру,  школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели,  преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и  существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Информация о работе Влияние межличностных отношений на социальный статус подростка в малой группе