Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение влияния личностных характеристик руководителя на психологический климат в профессиональном коллективе.
Для достижеия цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме;
- сопоставить взгляды ученых на эту проблему;
- рассмотреть факторы, составляющие изучаемые вопросы, а именно личность руководителя и психологический климат коллектива;

Содержание

Введение 2
1 Стили руководства 4
2 Социально-Психологический климат коллектива 6
2.1 Понятие Социально-Психологического климата коллектива 6
2.2 Факты формирования Социально-Психологического климата коллектива 7
3. Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива 12
Заключение 15
Литература

Работа состоит из  1 файл

Психология управ.docx

— 39.78 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                           2  
1 Стили руководства                                                                                                  4 
2 Социально-Психологический климат коллектива                                6 

2.1 Понятие Социально-Психологического климата коллектива 6                           

2.2 Факты формирования Социально-Психологического климата коллектива                                                                                                                     7             
3. Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива                                                                                                   12 
Заключение                                                                                                                    15  
Литература                                                                                                                      16  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Введение 

 
Необходимость совершенствования межличностного взаимодействия в профессиональных коллективах диктуется значительными  изменениями, происходящими в социально-экономическом  комплексе, а также все возрастающей ролью человеческого фактора  в процессах оптимизации и  совершенствования производственного  процесса.  
Процесс реализации профессиональной деятельности не простая сумма параллельных и независимых деятельностей, выполняемых индивидами, изолированно друг от друга. Существенным моментом этого процесса является взаимодействие включенных в него работников. Он выступает как совместная деятельность людей, объединенных в более или менее значительные по размерам рабочие группы и трудовые коллективы, благодаря чему создаются новые возможности в решении производственных задач.  
Развитие сферы совместной профессиональной деятельности людей и совершенствование системы управления ею предполагают изучение контактов между работниками в трудовом процессе. Игнорирование специфических социально-психологических особенностей тех или иных рабочих групп приводит к возникновению так называемых «психологических барьеров» взаимодействия и создает большие трудности в организации управления.  
Важную роль в решении этих проблем играет изучение и поиск путей оптимизации психологического климата в коллективах. Это направление, наряду с профессиональным отбором, эргономическим обеспечением деятельности и способами сохранения и восстановления работоспособности, позволяет существенно повысить функциональную надежность системы «человек-человек».  
Целью данной работы является изучение влияния личностных характеристик руководителя на психологический климат в профессиональном коллективе.  
Для достижеия цели необходимо решить следующие задачи:  
- изучить теоретические источники по проблеме;  
- сопоставить взгляды ученых на эту проблему;  
- рассмотреть факторы, составляющие изучаемые вопросы, а именно личность руководителя и психологический климат коллектива;  
- рассмотреть практические использование исследования;  
- сделать выводы о влиянии личности руководителя на психологический климат в коллективе; дать рекомендации по использованию результатов данного исследования.  
В качестве методологической основы для изучения личностных характеристик руководителей нами используется пятифакторная модель личности П. Коста и Р. МакКрея, как наиболее обобщенная и универсальная таксономия личностных черт, выделенная в рамках диспозиционального направления в психологии личности. Для изучения психологического климата в коллективе нами использовались: Методика Б.Д. Парыгина, Методика для изучения социально-психологического климата трудового коллектива; Методика выявления степени интеграции; «СПСК» социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова).  
Объектом исследования являются стили управления, личность руководителя и психологический климат коллектива.  
Предметом изучения являются личностные качества руководителя и их влияние на психологический климат коллектива.  
Гипотеза исследования такова: если опираться на определенные личностные качества руководителя, то можно сформировать такой стиль руководства, при котором будет создан благоприятный и комфортный психологический климат в коллективе работников.  
 

  1. Стили руководства

 
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности  работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. В  процессе трудовой деятельности формируется  некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически  невозможно. В связи с изучением  стилей работы иногда ставят вопрос о  том, а стоит ли поощрять различия в стилях работы, не лучше ли (и  не проще ли) добиваться выработки  единого стиля управленческой деятельности в одной организации и даже во всех организациях. Ответ дает сама практика управления организациями, которая  требует разных стилей руководства (при их общих базовых особенностях) в разных отраслях, в разных условиях и на разных этапах развития предприятий. Заметим, что важнейшим элементом  современного стиля деятельности является именно умение менять стиль работы в зависимости от актуальных требований момента  
В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально, поэтому существует большое множество разновидностей стилей управленческой деятельности.  
Назовем наиболее встречающиеся стили.  
1. Авторитарный стиль, характерной особенностью которого является единоначалие в любых делах, больших и малых. Этот стиль исключает какое бы то ни было участие подчиненных руководителю работников в управлении, их инициативность и самостоятельность.  
2. Коллегиальный стиль. Девиз руководителя - коллективиста можно сформулировать так: «Моя точка зрения - одна из возможных». Психологической же предпосылкой этого стиля является способность работника воспринимать, понимать, принимать и использовать в деле точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным.  
3. Дипломатический, основанный на способности руководителя к такой интеллектуальной гибкости, которая обеспечивает быструю перестройку им тактики и стратегии своей деятельноси в соответствии с требованиями изменяющихся условий. Этот стиль в своих крайних отрицательных проявлениях граничит, однако, с изворотливостью и демагогией, с утверждением в правах правила: просунуть хвост там, где голова не лезет.  
4. Либеральный стиль, состоящий в предоставлении подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности. Такой стиль, правда, может приводить к формированию у того, кто его реализует, привычки работать по принципу «само собой сделается».  
5. Авральный стиль, в соответствии с которым работа осуществляется по правилу «давай, давай, потом разберемся». Этот стиль обеспечивает быструю мобилизацию всех необходимых ресурсов трудового коллектива на решение краткосрочных задач. Но при частом использовании такого стиля дестабилизируется нормальная деятельность трудовых коллективов и, в конечном счете, приводит к существенному понижению производительности труда.  
6. Деловой стиль в принципе противоположен авральному. Деловой стиль - это стиль действия в оптимальном режиме. Руководители, умеющие трудиться по-деловому, за одно и то же время выполняют намного больший объем работы, чем другие. Никакой опасности в деловом стиле нет, если руководитель постоянно контролирует свои действия по критериям общественной необходимости, социальной приемлемости и безопасности осуществляемых работ . 
7. Конструктивный стиль. Его главная особенность - поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе. Рыночный смысл конструктивного стиля состоит в том, что он обеспечивает создание конкурентоспособных товаров и услуг. В своих высших проявлениях этот стиль нацелен на превращение вредного в полезное.  
8. Документальный стиль, складывающийся у работника на основе веры в то, что «хорошая бумага» (правильно составленный документ) сама дело сделает. Строго говоря, в позитивном смысле это вовсе и не стиль руководства, а лишь выражение неспособности или нежелание руководителя эффективно вести управленческий процесс.  
9. Компромиссный стиль. Его основу составляет способность руководителя, уступая лицам с различными интересами, добиваться достижения поставленных целей. Этот стиль очень эффективен в ситуциях, когда требуется погасить неделовой конфликт и повернуть людей от выяснения отношений к полезной работе. Однако его частое применение угрожает руководителю наработкой привычки все проблемы решать в ключе компромисса, что может привести к замене принципиальности.  
10. Демонстрационный стиль хорошо работает как средство возбуждения чувства соперничества, без которого никакое эффективное соревнование работников невозможно. Однако применение этого стиля таит в себе опасность превращения деятельности для демонстрации успехов людей в то, что называют «показухой».  
На практике эти стили в чистом виде в работе руководителей встречаются крайне редко. Скорее их следует отнести к элементам составляющим тому, что мы называем стилевой структурой деятельности работника.  
Наиболее распространенными и универсальными на практике считают выделенные немецким психологом К. Левиным три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).  
 
 

2. Социально-психологический климат коллектива

2.1 Понятие социально-психологического климата коллектива  

    Этот  термин, ныне широко употребляемый, часто  принято ставить в один ряд  с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

    СПК коллектива всегда характеризуется специфической  для совместной деятельности людей  атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

    Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический  климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов  внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

    Климат  коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. 
 
 
 

2.2 Факторы формирования социально – психологического климата 
 
Социально - психологический климат коллектива представляет собой систему. Где, во-первых, все элементы взаимосвязаны;  во-вторых,  элементы системы более высокого порядка тесно увязаны с другими (внешней и внутренней средой  предприятий,  демографическими и личностными характеристиками людей).  Взаимодействие этих элементов  влияет  на активность коллектива,  а в свою очередь и на производственные, и социальные результаты деятельности,  которые определяют  характер внутренней и внешней среды предприятия. 
 
На социально-психологический климат коллектива оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов. Можно выделить, в первую очередь, факторы внешней и внутренней среды предприятия.

К факторам внешней  среды относятся: общесоциальная, экономическая и политическая  обстановка,  уровень  и условия жизни, культура. 
 
Внутренняя среда или внутренние условия жизнедеятельности коллектива весьма многообразны. К ним относятся: организация и условия труда, действующая система стимулирования, бытовые условия труда,  методы и стиль руководства,  уровень самоуправления и информированность коллектива. 
 
Следует отметить взаимообусловленность внешних и внутренних фактов и СПК (состояние социального  здоровья  коллектива). 
 
Внешняя и. внутренняя среда взаимодействуют  на социально-психологический климат  не прямо,  а косвенно, через восприятия людей. Восприятие  определяется  принадлежностью людей  к социальной группе в зависимости от характера и содержания труда,  места и роли в иерархической структуре  управления,  профессии,  пола, возраста, семейного положения и образования, комплекса социально-психологических характеристик (потребностей, интересов, мотивов поведения). 
 
Базовыми компонентами  системы  СПК  являются:  ценностные ориентации коллектива, установки и нормы поведения. 
 
Социальные группы усваивают ценности,  соответствующие их положению  в обществе.  Помимо этого каждая группа формирует собственную систему ценностей,  существуют методики исследования  ценностных  ориентаций малых групп.  При исследовании ценностных ориентаций организации в целом возникает проблема формирования репрезентативной выборки. 
 
Следующим элементом СПК  являются  социальные  установки, которые представляют интерес, так как характеризуют наиболее глубокое и устойчивое отношение человека к своим статусам  и ролям.  Особенность заключается в том,  что для исследования CПK важны установки всего коллектива предприятия. 
 
Нормы поведения  -  следующий базовый компонент СПК.  При исследовании СПК наиболее интересным является выявление  соотношения принятых общественных,  групповых и индивидуальных норм поведения. 
 
Социальная норма представляет  собой систему представлений, составляющих определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимой для совершения совместных согласованных действий. 
 
Социальные нормы  формируются на базе ценностей коллектива. Их основное назначение в том, чтобы обеспечить соответствие поведения каждого работника общеколлективным ценностям. 
 
Норма трудового поведения выполняет две функции - предписывающую и оценочную. В зависимости от содержания социальные нормы  подразделяются на нормы отношения: 
 
·        к целям и задачам коллектива; 
 
·        к деятельности руководителя; 
 
·        к товарищам или коллегам; 
 
·        к собственной активности. 
 
По сфере распространения и применения выделяют  два вида норм: 
 
·        нормы требования; 
 
·        нормы-стереотипы. 
 
 

Важным элементом  системы СПК является приемлемость руководителя. 
 
Главным показателем является здесь авторитет руководителя, измеряемый по социометрической методике. 
 
Авторитет руководителя характеризуется влиятельностью, признанием руководителя подчиненными (коллективом). 
 
Групповая совместимость представляет собой социально-психологическую характеристику, проявлявшуюся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. Совместимость в коллективе имеет иерархию уровней. На нижнем уровне находится физиологическая совместимость, основывающаяся на учете половозрастных особенностей людей и физиологических процессов их организма. Психофизиологический вид совместимости предполагает согласованность темпераментов, характеризующих динамические особенности психической деятельности людей. Психологическая совместимость основывается на взаимодействии личностных особенностей, характеров, мотивов поведения. На высшем уровне.. находится социально-психологический вид совместимости, предполагающий согласованность социальных ролей, функционально-ролевых ожиданий, интересов, ценностных ориентации. 
 
Деление совместимости на вышеперечисленные виды достаточно условно, в практической деятельности трудно отделить одно от другого, поскольку все они проявляются в поведении людей во взаимодействии. Поэтому обычно употребляется термин "социально-психологическая совместимость" 
 
 При изучении взаимной приемлемости в организации в целом важна психологическая совместимость тех работников, которые вступают в контакт в силу организационных и технологических условий.                  
 
Оценка взаимной приемлемости изучается, как правило, на основе социометрии, различных тестовых методик. 
 
Уровень идентификации работников с предприятием. Идентификация представляет собой сознательное,  внутреннее мотивированное принятие индивидом целей,  ценностей и норм поведения коллектива организации. 
 
 

Существует несколько  видов идентификации: 
 
- эмоциональная (общность переживаний,  образование идентичных чувств); 
 
ценностно-мировоззренческая (восприятие взглядов, точек зрения кого-либо); 
 
- поведенческая  (отождествление  образа действия другого человека). 
 
Идентификация может  быть  не только положительной, но и отрицательной. Отрицательной идентификации чаще всего поддаются молодые работники. 
 
Сплоченность понимается  как степень  единства действий членов  коллектива в  условиях  свободного выбора вида этих действий из нескольких возможных вариантов. 
 
В результате многочисленных экспериментов было установлено, что существует определенная тенденция личности воспринимать  свою группу,  если это высокоразвитое сообщество,  как источник ориентации.  Возникает значительная однородность  в установках  членов такой группы в оценке содержательной стороны  совместной  деятельности,  определяемое  как  ценностно-ориентационное  единство.  Сплоченность,  понимаемая  как ценностно-ориентационное единство, - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень. совпадения оценок,  установок и позиций группы по отношению к  объектам (лицам, задачам, идеям,  событиям),  наиболее  значимым для группы в целом. 
 
Наибольшее значение  имеет  совпадение  оценок в деловой сфере,  в подходе к целям к задачам совместной деятельности. Количественным показателем групповой сплоченности может служить индекс сплоченности,  определяемый как частота, совпадений оценок  или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом. 
 
Сплоченность - обратимый процесс,  на любой стадии он может быть ослаблен или сведен на нет в результате разобщения, конфликта. 
 
Удовлетворенность условиями  труда  и жизни  зависит  не только от существующего положения дел, но и от притязаний, социальных ожиданий членов коллектива.
 
 

3 Влияние личности руководителя на социально - психологический климат коллектива 

 
Важнейшая роль в формировании социально - психологического климата отводится руководителю организации. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе. Непосредственное влияние личность руководителя оказывает и на стиль руководства, применяемый в конкретной ситуации. А значит, стиль руководства - это управляющий инструмент, от которого зависит социально - психологический климат в коллективе.  
Рассмотрим влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе на примере трех классических стилях.  
Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный). Для «директивного» лидера подчиненные ему люди только исполнители. Руководитель с таким стилем руководства подавляет у сотрудников стремления работать творчески и проявлять инициативу. Если она возникает, то тут же подавляется руководителем. Часто поведение такого руководителя характеризуется высокомерием по отношению к работникам, неуважение к личности подчиненного, преследование за критику и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного социально-психологического климата внутри рабочих групп. Авторитаризм отрицательно сказывается на групповых отношениях. Некоторые из исполнителей стараются перенять стиль своего руководителя в отношениях с коллегами, заискивают перед начальством. Другие стараются изолироваться от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию.  
Руководитель автократ полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Понятно, что сотрудники относятся к такому руководителю негативно. В результате в коллективе формируется неблагоприятный срциально-психологический климат, люди находятся в постоянном напряжении, становятся нервными и вспыльчивыми, т.е. создается почва для конфликтов. Изменение дисциплинарных мер вызывает в человеке страх и злость, формируется отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы руководителю-автократу, так как боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания.  
При данном стиле руководства среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому большинство людей требуется принуждать различными методами, вплоть до наказаний, к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.  
Демократический стиль дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.  
Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно оказывают своему начальнику посильную помощь. Все это сплачивает коллектив. Руководитель-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный социально - психологический климат, основанный на доверии, доброжелательности и взаимопомощи.  
Такой стиль руководства способствует повышению производительности, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом и своим положением. Его применение снижает прогулы, травмы, текучесть, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю.  
Либеральный стиль, его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для работы (обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает), определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.  
Подчиненные, избавленные от тотального контроля, самостоятельно принимают необходимые решения и ищут, в рамках предоставленных полномочий, пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.  
Мы рассмотрели, как стили руководства влияют на морально-психологический климат коллектива. Поэтому, рационально действующий руководитель будет стараться поддерживать разумный баланс власти. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызывать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не провоцировать их на проявление непокорности. 

Информация о работе Влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива