Влияние этнической принадлежности человека на производимое им впечатление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:48, практическая работа

Описание

Цели и задачи:
Провести опрос на основе анкет.
Обработать и проанализировать результаты полученного исследования, с помощью которых выявить, влияет ли этническая принадлежность на производимое человеком впечатление; как испытуемые воспринимают человека в зависимости от его национальности; существуют ли у людей обобщенные представления о других людях, основанные на этнической принадлежности.

Работа состоит из  1 файл

ПИ ЭТНО.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ХАРКІВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ПЕДАГОГІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ Г. С. СКОВОРОДИ

ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ОСВІТИ

 

 

ВПЛИВ ЕТНІЧНОЇ ПРИНАЛЕЖНОСТІ ЛЮДИНИ НА ВРАЖЕННЯ, ЯКЕ ВОНА СПРАВЛЯЄ

 

 

 

7

 




Дослідницька робота
слухачки 1 року навчання
денно-заочного відділення
(спеціальність— «Психологія»)
Канівець Ольги Анатоліївни

 

Науковий керівник:
канд. біол. наук, доцент
Хижняк Марина В’ячеславівна

7

 



 

 

 

ХАРКІВ 2012

 

7

 



Введение.

 

Актуальность темы исследования.

Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы .

В современном мире изучение различных аспектов традиционной культуры народов мира приобретает особое значение. В начале XXI в. интенсивность контактов между народами, находящимися в различных культурных ареалах, значительно увеличивается. В связи с этим особое внимание уделяется общению между людьми, относящимся к разным традициям. Как известно, непонимание этнической специфики народа способно порой значительно усложнить процесс установления конструктивного диалога. Следует еще отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях.

После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Зачастую причиной этого является неадекватная оценка представителей различных этнических групп, основанная на этнических стереотипах. Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

 

Проблема: Этническая принадлежность оказывает влияние на производимое человеком впечатление.

 

Цели и задачи:

Провести опрос на основе анкет.

Обработать и проанализировать результаты полученного исследования, с помощью которых выявить, влияет ли этническая принадлежность на производимое человеком впечатление; как испытуемые воспринимают человека в зависимости от его национальности; существуют ли у людей обобщенные представления о других людях, основанные на этнической принадлежности.

 

Практическая значимость:

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при дальнейшей разработке темы межэтнических взаимоотношений и этнических стереотипов, а также для предупреждения негативного отношения и формирования стереотипов о представителях других этнических групп.

 

Характеристика метода и выборки исследования.

Для изучения данной проблемы был выбран метод стандартизованного опроса, форма— очное индивидуальное анкетирование. Каждому респонденту была выдана анкета для заполнения. Выбор данного метода был обусловлен тем, что благодаря нему можно решить поставленные исследовательские задачи.

Метод выборки: неслучайный стихийный. Опрос был проведен среди жителей пгт. Великий Бурлук, чей возраст в диапазоне от 21 до 65 лет. Было опрошено 16 человек, из них 12 женщин и 4 мужчин. Среди опрошенных 15 украинцев, 1 русский.

 

Характеристика анкеты.

Анкета содержит 3 открытых вопроса, рассчитанных на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных вариаций, и 1 закрытый табличного типа (с набором вариантов ответов).

В структуру анкеты входят вопросы эмоциональной направленности, ответы на которые дают возможность выявить чувства респондентов по отношению к представителям той или иной этнической группы, а также социально-демографическая часть (вопросы о поле, возрасте, национальности респондента).

 

Выявление влияния этнической принадлежности человека на производимое им впечатление.

Половине испытуемых было предложено представить себе образ представителя этнической группы китайцев, а другой половине— представителя этнической группы евреев.

 

Рассмотрим подробнее результаты проведённого опроса.

 

Проанализировав оценочные характеристики, данные представителю китайской национальности, можно сделать вывод, что его оценивают скорее как:

-          уступчивого (62,5% опрошенных, среднее значение С=3,2), чем доминантного (37,5%, С=3,7);

-          холодного (75%, С=5), чем сердечного (25%, С=3);

-          честолюбивого (75%, С=3,8), чем нечестолюбивого (25%, С=4);

-          нечистоплотного (87,5%,С= 4,8), чем чистоплотного (12,5%, С=0,3);

-          чувствительного (75%, С=3,5), чем нечувствительного (25%, С=4);

-          пассивного (75%, С=4,5), чем активного (25%, С=3).

 

Стоит отметить, что количественные и качественные показатели расходятся: например, более уступчивыми, чем доминантными китайцев считает большее количество респондентов, но среднее значение выше у показателя доминантности. То же самое наблюдаем и при оценке чувствительности/нечувствительности.

Мнения по поводу ума (С=3,8) либо глупости (С=3,5), уравновешенности (С=4)/неуравновешенности (С=3,75), агрессивности (С=3,5)/неагрессивности (С=3,5) китайцев разделились поровну (по 50% респондентов), качественный перевес— ум и уравновешенность.

По шкале «нравится окружающим» среднее значение составляет 3,125, что является достаточно низким показателем.

Отвечая на вопрос о качествах, наиболее характерных для представителей данной этнической группы, респонденты отметили такие положительные качества: трудолюбие, уступчивость, приветливость, безобидность, энергичность, улыбчивость, . Из отрицательных качеств были отмечены нечистоплотность, безвкусие, шумность, жадность, хитрость.

Как абсолютно нехарактерные для китайцев были указаны чистоплотность, тактичность, правдивость, романтизм, патриотизм,. активность, агрессия, эгоизм.

Данная этническая группа ассоциируется с такими понятиями: преобладание количества над качеством, торговля и заработок, коллективизм, странные кулинарные вкусы, трудолюбие, массовая миграция, двигатель прогресса.

Следует отметить, что положительные качества были названы преимущественно под влиянием положительных этнических гетеростереотипов, а отрицательные— исходя из собственного негативного опыта общения с представителями данной этнической группы.

 

Оценивая представителя этнической группы евреев, респонденты судят о нем как о более:

-          доминантном (100%, С=2,4);

-          честолюбивом (100%, С=5,25);

-          умном (100%, С=5,6);

-          нечистоплотном (50%, С=5,75), чем чистоплотном (50%, С=1,5);

-          неагрессивном (50%, С=3,75), чем агрессивном (50%, С=2,5);

-          чувствительном (87,5%, С=4,1), чем нечувствительном (12,5%, С=2);

-          пассивном (62,5%, С=2,8), нежели активном (37,5%, С=2,6).

 

При оценивании сердечности (С=4,5)/холодности (С=4,5) мнения респондентов разделились поровну (по 50% опрошенных); при оценке уравновешенности (37,5%, С=3,7)/неуравновешенности (62,5%, С=3) наблюдаем количественную и качественную несогласованность.

Наиболее характерными для евреев качествами респонденты считают трудолюбие, целеустремленность, ум, умение ценить прекрасное, хитрость, расчетливость, скупость, жадность, злопамятство, скрытность, богатство, нечистоплотность, изворотливость, неуважение к другим этническим группам.

Совершенно нехарактерными для евреев респонденты считают патриотизм, щедрость, благотворительность, уступчивость, сострадание, доброту, чистоплотность, честность, порядочность, злобность.

Данную этническую группу респонденты ассоциируют с такими понятиями: соблюдение традиций, замкнутость и закрытость группы, дружба и взаимовыручка внутри группы, талант, ум, трудолюбие, хитрость, продуманность.

Если в ситуации с оценкой китайцев негативные мнения респондентов базируются на личном опыте общения, а позитивные— на стереотипах, то в случае оценки евреев ситуация не столь однозначна, поскольку часть опрошенных вообще не имела опыта межнационального общения с представителями вышеуказанной этнической группы. Те же из респондентов, кто таковой опыт имели, не смогли дать однозначно положительную либо отрицательную характеристику.

 

Выводы

 

Проанализировав результаты исследования, можно выделить следующие аспекты формирования образа другого человека в связи с его принадлежностью к той или иной этнической группе:

1.           Этническая принадлежность человека влияет на производимое им впечатление.

2.           У людей существуют определенные обобщенные представления о других людях, основанные на этнической принадлежности (этнические гетеростереотипы и этнические образы).

3.           При формировании образа человека иной национальности испытуемые опираются как на личный опыт межнационального общения, так и на существующие этнические стереотипы и этнические образы.

7

 



Информация о работе Влияние этнической принадлежности человека на производимое им впечатление