Влияние телевидение на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить, каким образом телевидение влияет на социальное настроение людей. Из цели исследования вытекают следующие основные задачи:

1) Выяснить сущность, структуру социального настроения, обозначить его классификацию;

2) Определить социальное настроение молодежи
3) Определить факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание и поведение людей;

Работа состоит из  1 файл

Диплом Белоусов ПСз-061.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)


Введение

 

Последнее десятилетие XX века, ставшее для России этапом глубоких перемен, коренным образом изменило политическую и экономическую ситуацию в стране и вместе с ней сознание россиян. Одним из важнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развития общества является изучение социального настроения людей. Социальное настроение становится индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества. Изучение социального настроения долгое время проводилось в рамках исследований об общественном сознании и коллективной психологии: Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, В.М. Бехтерев, П. Сорокин и другие. В последнее десятилетие изучение этой проблемы получает все большее развитие: в социологической литературе все чаще встречаются такие понятия как «социальное настроение», «общественные настроения», «настроение масс», «социальное самочувствие». Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых как Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко и других. Несмотря на то, что в данной области накоплен богатый исследовательский материал, нет глубоких исследований, в полной мере отражающих современное положение дел. Так, например, до сих пор остается открытым вопрос о природе, сущности, структуре социального настроения.

 

Социальное настроение как социально-психологическое образование является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоения мира. Оно складывается под воздействием всей информации, которая поступает в его мозг в единицу времени. Как известно, в современном обществе одним из основных источников информации является телевидение. Поэтому очень важным становится изучение влияния телевидения на мировоззрение, социальное настроение и поведение людей. Мы попытаемся дать целостную характеристику феномена социального настроения и определить влияние на него телевидения.

 

В качестве теоретико-методологической основы данной работы были использованы, прежде всего, исследования Ж.Т. Тощенко, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина. Проанализировать телевидение как институт социализации и средство ориентации в мире мне помогло учебное пособие В.П. Конецкой «Социология коммуникации», где очень последовательно и четко раскрываются сущность, функции массовой коммуникации, модели массовой коммуникации, факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. Большое внимание феномену социального настроения уделяется в интернете, поэтому в ходе работы активно использовались Интернет-источники.

 

 

Цель и задачи работы

Цель курсовой работы: определить, каким образом телевидение влияет на социальное настроение людей. Из цели исследования вытекают следующие основные задачи:

 

1)  Выяснить сущность, структуру социального настроения, обозначить его классификацию;

 

2)  Определить социальное настроение молодежи

3)  Определить факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание и поведение людей;

 

4)  Выявить, каким образом происходит манипуляция общественным сознанием посредством средств массовой информации (на примере телевидения);

 

5)  Проанализировать характер влияния телевидения на социальное настроение людей.

 

Основной метод исследования – анкетирование.

 

 


1. Сущность социального настроения и влияние телевидение

 

1.1  Понятие социального настроения, его природа

 

Понятие социального настроения формировалось в рамках различных направлений социологии и психологии, поэтому его трактовки весьма неоднозначны. Часть исследователей понимает под социальным настроением определенные эмоциональные состояния или чувства. Эмоции связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами. Так, по мнению Б.Ф. Поршнева, «социальное настроение – это эмоциональные состояния, связанные с осуществлением или неосуществимостью, с разными фазами борьбы за осуществление тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов. Социальное настроение – это эмоциональное отношение к тем, кто стоит на пути, кто мешает, – или, напротив, кто помогает воплощению желаемого в жизнь».

 

Более полное определение, которое также можно отнести в данную группу, предложил Б.Д. Парыгин: настроение – исключительно сложное, многогранное и вместе с тем очень значимое социально-психологическое образование. В узком смысле под настроением принято понимать относительно устойчивое и слабо выраженное или угасающее чувство. Парыгин считает, что «понятие «настроение» следует употреблять в более широком смысле для обозначения как эмоционального состояния, так и общего настроя, направленности, ориентации всех проявлений психики индивида или социальной группы».

 

По мере изучения феномена социального настроения, акцент все чаще стал делаться на его общественной природе. Социальное настроение стало определяться как состояние общественного сознания. Например, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский определяют «общественное настроение, как преобладающее состояние сознания тех или иных социальных групп в определенный период времени».

 

Социальное настроение как состояние общественного сознания тесно связано с ценностными установками. Некоторые ученые, например, проф. О.А. Хасбулатова и проф. Л.С. Егорова определяют социальное настроение через призму определенной ценностной установки и раскрывают его через понятие жизненной стратегии.

 

Наиболее полно раскрывает природу и сущность социального настроения Ж.Т. Тощенко. По его мнению, «социальное настроение – целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или не реализуемых) в процессе практической деятельности». Социальное настроение объективно выступает определяющим, интегрирующим показателем уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества.

 

Таким образом, упрощенно можно сказать, что социальное настроение – это настроение по отношению ко всему, что происходит в обществе. Оно является важной, если не определяющей характеристикой общественного сознания. Социальное настроение как социально-психологическое образование является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоения мира. Оно складывается под воздействием всей информации, которая поступает в его мозг в единицу времени. Социальное настроение отражает действительность, реальность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Поэтому, в зависимости от характера, пола, возраста и жизненного опыта людей наиболее значимой может оказаться совершенно различная информация. Социальное настроение, следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности. Роль социального настроения состоит в том, что оно способно выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп. Это, в свою очередь, зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, от структуры психики личности, темперамента, ценностей и убеждений индивида, а также, от отношений между людьми. Социальное настроение, как важнейшее проявление общественного сознания, участвует в регулировании как отдельных поступков, действий людей, так и функционирования социальных групп, общественных институтов.

 

Наряду со статическим, социальное настроение обладает динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Настроение может быть в известный момент то смутным, неопределенным бессознательным, то стать определенным осознанным. Оно нередко носит скрытый характер, но всегда со временем выливается в действие, сказывается на поведении различных социальных групп и классов общества. Одной из причин исключительной подвижности общественных настроений является зависимость настроений от изменения в системе объективных социальных условий и отношений. Таким образом, социальное настроение служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности.

 

Анализируя социальное настроение, следует обратить внимание и на то, что оно по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние. С одной стороны, в социальном настроении присутствуют знания и информация о процессах, происходящих в обществе, а с другой стороны, социальное настроение выражает эмоциональное отношение к этим событиям и процессам, к деятельности тех, кто стоит на пути (или кто содействует) реализации социальных целей, способствует или сопротивляется воплощению желаемого в жизнь. Например, это может быть отношение к деятельности органов управления, отношение к решениям, принимаемым на федеральном и региональном уровне.

 

Настроения могут изменяться под влиянием целенаправленного воздействия. Если на одном конце настроение смыкается с действием, то на другом конце – с убеждением, пропагандой. Через социальное настроение можно влиять на общество и руководить его действиями.

 

Таким образом, говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт.

 

—  оно носит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок;

 

—  оно «отражает» предшествующий опыт, и дает возможность делать выводы и получать уроки на будущее;

 

—  это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент времени;

 

—  это тот элемент функционирующего сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом поведения;

 

—  это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможность усиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания;

 

—  оно, по сути, представляет целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются все или основные формы восприятия действительности с позиции определенной ценностной установки, что в свою очередь можно назвать жизнеощущением.

 

Итак, социальное настроение формируется в процессе освоения действительности и затем влияет на эту действительность. Именно поэтому оно играет важную роль в жизни, как целого общества, так и отдельного индивида.

 

1.2 Структура социального настроения

 

Долгое время в научной литературе понятие «настроение» выступало как не расчленяемое, не подвергающееся операционализации. Со временем в работах социологов стали формулироваться различные точки зрения по поводу структурных элементов социального настроения.

 

На основании работ Ж.Т. Тощенко и других исследователей мы выделяем следующие структурные компоненты: психологическая и физиологическая основа, социальное самочувствие, оценка, социальные ожидания и социальная позиция.

 

Первым структурным элементом мы, следуя логике Ж.Т. Тощенко, выделяем психологическую и физиологическую основу настроения, в которую входят темперамент, характер человека, его эмоциональная и чувственная сфера. На базе этой основы формируется собственно блок показателей, характеризующих социальную природу настроения людей, его структуру и иерархию.

 

Вторым компонентом социального настроения является социальное самочувствие. Существует множество определений данного понятия. Общая психология трактует самочувствие скорее с физиологических позиций, как «органическое» самочувствие человека, а в социальной психологии и социологии самочувствие выступает скорее как интегральная характеристика, определяемая в первую очередь социальными факторами. В самом упрощенном виде социальное самочувствие понимается как «синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта». Социолог Л.А. Орлова рассматривает социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни. В рамках данного подхода понятие «социальное самочувствие» отождествляется с «интегральной удовлетворенностью жизнью». Другие ученые, например, Л.Е. Петрова, рассматривают «социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон». В подходе Я.Н. Крупец социальное самочувствие определяется как «интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как некий результат, показатель успешности протекания процесса адаптации». Ж.Т. Тощенко выделяет в социальном самочувствии актуальное знание, важное для личной и общественной жизни человека; эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение. «Результатирующим показателем социального самочувствия выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно окружающей его микросреды». Мы остановимся на мнении ученого Л.В. Куликова, который определяет социальное самочувствие как показатель общей удовлетворенности жизнью, проявляющейся в оценке индивидом уровня благополучия. Автор считает, что «удовлетворенность жизнью трактуется как некоторая оценка жизненной ситуации, за которой стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности». Благополучие личности связано с удовлетворенностью различными сторонами жизни.

Информация о работе Влияние телевидение на человека