Влияние групповой сплоченности на эффективность совместной профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:10, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что групповая сплоченность, ее укрепление и развитие является одним из важнейших элементов современного стиля руководства компаниями разного уровня.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основании выводов и предложений, сформулированных по результатам проведенного исследования, могут быть сформированы рекомендации руководству современных компаний по увеличению групповой сплоченности коллектива в контексте повышения эффективности работы.

Содержание

Введение

1. Сущность и значимость групповой сплоченности в коллективе
1.1. Понятие групповой сплоченности в коллективе
1.2. Основные параметры и характеристика совместной деятельности
1.3. Зависимость групповой сплоченности от различных проявлений в совместной профессиональной деятельности

2. Исследование групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
2.1. Характеристика взаимоотношений группы коллектива ООО «Прогресс»
2.2. Анализ результатов психологического исследования групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс»
2.3.Выявление проблем и рекомендации по их решению в ООО «Прогресс»

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Влияние групповой сплоченности на эффективность совместной профессиональной деятельности.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Влияние групповой сплоченности на эффективность совместной профессиональной деятельности.

Введение 

 

1. Сущность и  значимость групповой сплоченности  в коллективе 

1.1. Понятие групповой  сплоченности в коллективе 

1.2. Основные  параметры и характеристика совместной деятельности

1.3. Зависимость  групповой сплоченности от различных  проявлений в совместной профессиональной  деятельности

 

2. Исследование  групповой сплоченности коллектива  ООО «Прогресс»

2.1. Характеристика  взаимоотношений группы коллектива  ООО «Прогресс»

2.2. Анализ результатов  психологического исследования  групповой сплоченности коллектива  ООО «Прогресс» 

2.3.Выявление  проблем и рекомендации по  их решению в ООО «Прогресс»

 

Заключение.

 

Введение.

Для эффективной профессиональной деятельности необходимым условием является групповая сплоченность коллектива.

Групповая сплоченность – это один из процессов групповой  динамики. Он характеризуется степенью приверженности к группе ее членов. Существуют конкретные показатели групповой  сплоченности, а именно:

  • уровень взаимной симпатии в отношениях между членами коллектива;
  • степень полезности и привлекательности группы для ее членов.

Другими словами, чем  большее число членов группы нравятся друг другу, чем большему количеству людей индивидуальная ценность преимуществ, получаемых благодаря группе, превосходит важность затраченных усилий, то есть члены коллектива удовлетворены своим пребыванием в группе, тем выше групповая сплоченность.

Родоначальниками этой концепции стали американские психологи Л. Фестингер, А. Зандер, Д. Картрайт, К. Левин и их последователи. Согласно их представлениям, групповая сплоченность является своего рода «результирующей» тех сил, которые удерживают людей в группе. Группа может удовлетворять человека до тех пор, пока преимущества от членства в группе преобладают над издержками в большей степени, чем это могло бы быть в другой какой-то группе или вне нее. Таким образом, групповая сплоченность определена равновесием степени привлекательности своей группы и других доступных групп.

Основными факторами групповой сплоченности являются:

    • Ясность и определенность групповой цели;
    • Сходство базовых ценностных ориентаций членов группы;
    • Кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
    • Демократический стиль руководства (лидерства);
    • Относительно небольшой объем группы;
    • Престиж группы.

В отечественной психологии групповую сплоченность чаще всего  трактуют, как ценностно-ориентационное единство и предметно-ценностное единство.

Актуальность  темы дипломного исследования обусловлена тем, что групповая сплоченность, ее укрепление и развитие является одним из важнейших элементов современного стиля руководства компаниями разного уровня.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основании выводов и предложений, сформулированных по результатам проведенного исследования, могут быть сформированы рекомендации руководству современных компаний по увеличению групповой сплоченности коллектива в контексте повышения эффективности работы.

Степень изученности  проблемы. Проблема групповой сплоченности имеет солидную традицию исследования. Она опирается на понимание группы как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует по всех случаях. Эта тема остается актуальной научно-исследовательской задачей.

Целью дипломного исследования является определение влияния групповой сплоченности на эффективность совместной профессиональной деятельности.

В ходе исследования в работе решаются следующие задачи:

    • рассмотреть процессы формирования связей группы;
    • определить факторы, способствующие развитию групповой сплоченности и причины снижения уровня сплоченности коллектива;
    • разработать предложения по увеличению групповой сплоченности на примере определенного коллектива.

Структура работы. Цели и задачи дипломного исследования обусловили его содержание. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена традициям исследования проблемы групповой сплоченности, определяются основные параметры и характеристики совместной деятельности, а также зависимость групповой сплоченности от различных проявлений в совместной профессиональной деятельности.

Вторая глава посвящена исследованию групповой сплоченности коллектива ООО «Прогресс».

В заключении делаются выводы о проведенном  дипломном исследовании.

 

1. Сущность и значимость  групповой сплоченности в коллективе 

1.1. Понятие групповой  сплоченности в коллективе

Одной из проблем формирования малой  группы является групповая сплоченность. Психологией исследуется сам  процесс формирования особого типа связей в группе. Он позволяет внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют разные подходы к  исследованию групповой сплоченности.

Социометрия предложила связать групповую  сплоченность с таким уровнем  развития межличностных отношений, когда в них существует высокий процент выборов, основанный на взаимной симпатии членов коллектива. В русле социометрического направления был предложен специальный «индекс групповой сплоченности». Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу возможных выборов:

Сгр =Сг(+)N,

где С — сплоченность, г(+) — положительный выбор, N — число членов группы. (Лекции по методике конкретных социальных исследований, 1972. С. 168.). Необходимо учитывать, что здесь опущена содержательная характеристика взаимных положительных выборов. "Индекс групповой сплоченности" есть строго формальная характеристика малой группы.

В свою очередь, Л. Фестингер предложил  анализировать групповую сплоченность на основе частоты и прочности  коммуникативных связей, которые  обнаруживаются в группе. Он определял сплоченность, как «сумму всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». При чем «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Несмотря на иной подход по сравнению с социометрией, здесь групповая сплоченность также представляется, как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов коллектива. Такой вывод можно сделать на основе того, что и привлекательность, и удовлетворенность анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы.

Другая программа исследования групповой сплоченности была предложена Т. Ньюкомом. Он вводит особое понятие «согласия», при помощи которого интерпретирует сплоченность. Им была выдвинута новая идея о необходимости возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Развитие сходных ориентации, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов. Эта идея не получила должного развития, поскольку дальнейшее ее формирование попало в жесткую схему теории поля.

В отечественной социальной психологии принципы исследования групповой сплоченности разрабатывались А. В. Петровским. Эти принципы составляли часть концепции, которую первоначально назвали «стратометрической концепцией групповой активности», а позднее – «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». Основная идея этой теории заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином "ценностно-ориентационное единство" (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. Социометрия, построив свою методику на основе выбора, не показывала мотивов этого выбора. Для изучения второго слоя (ЦОЕ) нужна иная методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора. Теория же дает ключ, при помощи которого эти мотивы могут быть обнаружены: это — совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности. Третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван "ядром" групповой структуры.

 В свете всего выше сказанного  сплоченность группы представляется  как определенное течение развития  связей внутри группы, которое  соответствует развитию групповой деятельности. Рассмотренные ранее три слоя групповых структур могут быть также рассмотрены, как три уровня развития групповой сплоченности в частности. Таким образом получается, что на первом уровне (поверхностный слой групповых отношений соответственно) групповая сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (соответствует слою ЦОЕ) протекает непосредственно сплочение группы. Это выражается в том, что у членов группы совпадает основная система ценностей, которая связана с процессом совместной деятельности. Третий уровень (совпадает с «ядерным» слоем отношений внутри группы) характеризуется тем, что сплоченность группы выражается разделении всеми членами группы общих целей и задач групповой деятельности.

Немаловажным фактором в этой теории является то, что развитие сплоченности осуществляется на основе совместной деятельности, а не только на основе коммуникативной практики. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т.е. переход от установления единства ценностных ориентаций к установлению еще более высокого уровня единства — единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности. "Если каждый из вышеназванных феноменов сплоченности является показателем интегрирования лишь отдельных пластов и слоев внутригрупповой активности, то общность цели, будучи детерминантой всех их вместе взятых, может служить референтом действительного единства группы как целого" (Донцов, 1979). Можно считать, что высший уровень ценностного единства группы – это совпадение целей групповой деятельности, так как определенной ценностью являются и сами цели совместной деятельности. Другими словами, групповую сплоченность необходимо анализировать и с точки зрения совпадения ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и с точки зрения «деятельностного воплощения» этого совпадения.

Существует целый ряд экспериментальных  исследований по раскрытию групповой  сплоченности, или группового единства. В работах А. Бейвеласа в этом направлении особенная значимость придается характеру групповых  целей. Операциональные цели группы — это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы — это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Групповая сплоченность зависит от реализации этих двух видов целей. С такой точки зрения исследование феномена групповой сплоченности становится богаче.

Еще один подход к исследованию групповой  сплоченности коллектива опирается  на идею о том, что главным фактором для сплочения группы является совместная деятельность ее членов. Соответственно процесс формирования группы и ее дальнейшего сплачивания  будет рассматриваться на основе все большего включения членов группы в совместную деятельность, а не только на основе увеличения эмоциональной привлекательности группы. Надо заметить, что речь в данном случае идет именно о сплоченности группы, а не о совместимости людей в группе. Понятия сплоченность и совместимость связаны между собой тесно, но каждое из них означает различный аспект характеристики группы. Совместимость членов группы обозначает, что члены группы могут взаимодействовать, и что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций. А понятие групповая сплоченность обозначает, что данный состав группы не просто возможен, он наилучшим образом готов сотрудничать друг с другом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

Такое понимание групповой сплоченности позволяет взглянуть на факт формирования коллектива по-новому. Малая группа чаще всего возникает  благодаря внешним обстоятельствам, а потом она переживает длительный процесс психологического становления в качестве уже коллектива. Одной из важнейших составляющих становления группы и является групповая сплоченность. Во время развития процесса члены группы усваивают определенные нормы и ценности, значимые для коллектива, мало того, ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше "нравятся", а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Эта совместная деятельность становится настолько значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития убеждения, коммуникаций, а своим все более полным и активным включением в деятельность группы.

Таким образом, групповая сплоченность является внутренним основанием существования  группы, а главной детерминантой  образования коллектива в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность.

Для лучшего понимания групповой  сплоченности определенной группы необходимо выяснить влияние различных личностных характеристик членов коллектива, их уровень квалификации, представления членов группы о правилах, нормах, требованиях, действующие в коллективе, ожидаемые результаты деятельности группы, а также ее психологический климат. 

Информация о работе Влияние групповой сплоченности на эффективность совместной профессиональной деятельности