Виды способностей. Их характеристика. Развитие способностей в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

Цель работы - изучить способности и их развитие в онтогенезе.
Задачи: - рассмотреть определения способностей, данные различными учеными, и на основании определений раскрыть понятие «способности»;
- рассмотреть структуру способностей;

Содержание

План:
1) Введение……………………..……… ………………………...….. ... … 3
2) §1. Понятие способностей…………………………………………..... 5
§2. Структура способностей……………………………………… ..…..7
§ 3. Виды способностей. Их характеристика..……………… ……. .. 9
§ 4. Стадии развития способностей. Развитие способностей в онтогенезе…………………………………………………………………. .. ..... .... 15
§5Факторы развития способностей человека………………. ……..20
3) Краткие выводы…………….………………………………………. .. 26
4) Список литературы. ……………………………………..…......…... 29

Работа состоит из  1 файл

виды способностей........._New1.doc

— 441.57 Кб (Скачать документ)

 

§5. Факторы развития способностей человека.

Из рассмотренного в предыдущем параграфе материала материала видно, что развитие способностей в онтогенезе зависит от многих факторов.

Одним из таких факторов являются переживаемые человеком эмоции. Радость творчества, чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, эмоциональное наслаждение этим процессом повышают умственный тонус человека, мобилизуют его силы, заставляют преодолевать трудности.

Возможность полного и интенсивного развития способностей также зависит и от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера, таких как упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие. Как бы ни были блестящи способности человека, но если у него нет привычки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших успехов в деятельности.

Следующий важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальные интересы – это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Нельзя стать творческим работником в какой-то ни было сфере, не переживая увлеченности этой работой, - она порождает стремление к поискам, мобилизует трудоспособность, активность. Без склонностей к какой бы то ни было профессии не может быть подлинных способностей к ней. Интересующийся работой человек усиленно занимается ею, энергично упражняется и развивает свои способности. Примеры составленных В.А.Крутецким характеристик математически одаренных учащихся ярко свидетельствуют о том, что способности действенно развиваются только при наличии склонностей или даже своеобразной потребности в деятельности.

Кроме того одним из важнейших условий комплексного и разностороннего развития  способностей человека является многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно он включается. Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [4. с. 282].  Таким образом, способность начинает существовать только вместе с деятельностью, развивающей эти самые способности. Отсюда вытекают основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Что в свою очередь немаловажно при развитии способностей. Между всесторонним развитием способностей и интересов существует тесная взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в действии, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, обусловленной соответствующими способностями. Если деятельность ребенка отвечает перечисленным требованиям, то она сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Формируясь на основе подготовки дошкольного воспитания, она не угасает в школьном возрасте. В процессе учения в юные годы совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

Различия в темпе и ритме приближения к зрелости, существование различных вариантов самого хода возрастного развития – важная сторона проблемы становления способностей. Н.С.Лейтес изучал возрастные предпосылки развития способностей. Он отмечал, что имея дело с детьми, приходиться сталкиваться с тем, что в нормальных условиях обучения и воспитания по мере того, как ребенок становиться старше, очень заметно возрастают его умственные силы. Лейтес считал, что не только возрастающий уровень умственного развития, но и сами внутренние предпосылки этого развития на разных возрастных этапах могут иметь отношение к становлению и росту способностей. Он рассматривал возрастные особенности как компоненты способностей, считал, что  каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Ссылаясь на его работы, к возрастным периодам детства можно отнести проявления  весьма общих умственных качеств: особую любознательность; свежесть, остроту восприятия; яркость воображения, проявляющуюся, в частности в творческих играх; черты ясности, конкретности мышления и т.д. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом. Так самых младших школьников отличает особая готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат. Школьников подросткового возраста отличают подъем энергии и широта склонностей, стремление к самоутверждению. У старших школьников, прежде всего, обращают на себя внимание новый уровень сознательности, обогащение нравственной сферы, происки жизненной перспективы; для старшеклассников становится характерной склонность к самовоспитанию.

Лейтес особо отмечал, что наиболее общие умственные свойства – активность и саморегуляция. Эти две стороны первоосновы способностей вполне определенным образом изменяются от одной возрастной ступени к другой. «Повышенная умственная активность – характерная возрастная черта детей и подростков, она во многом выражает природно-обусловленную потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях…» [4. с. 335]. Существенно, что возрастные различия касаются и таких проявлений активности, которые от младших классов к старшим отнюдь не возрастают, например, легкость ее пробуждения, непосредственность реакций на окружающее в ходе возрастного развития явно идет на убыль. Важно иметь в виду, что с возрастными особенностями активности связано развитие способностей. Возможности саморегуляции во всех отношениях повышаются, увеличиваются с возрастом.

Важно учитывать, что возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через какую-нибудь из них. А.В.Запорожец сказал об этом так: « Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними условиями…».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В непосредственном контакте ребенка с окружающей средой, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человеческие задатки – и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные – превращаются в многообразные и все более совершенные способности. В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется – на основе задатков – индивидуально своеобразный склад способностей.

Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится вопрос о роли природных предпосылок; для музыкального дарования,  например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки. Для процесса становления интеллекта характерно, что неравномерность хода возрастного развития выступает в самом уровне проявляемых детьми способностей. Наиболее полноценное возрастное развитие такое, где каждый его период детства в полной мере вносит свой вклад в формирование личности.

Возрастные особенности не проходят бесследно: они не только вытесняют друг друга, но в той или иной мере закрепляются в личности. При этом разная степень выраженности этих свойств и принадлежность к определенному варианту хода возрастного  развития, по-видимому, могут указывать на формирующиеся черты индивидуальности. Индивидуальные различия в умственных способностях не являются чем-то внешним по отношению к возрастным компонентам способностей. Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста, и в какой степени  скажутся на чертах интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Краткие выводы.

По данной теме были рассмотрены работы следующих психологов: Б. М. Теплова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровского, В. Д. Шадрикова. В частности, были рассмотрены различные определения понятия «способности», виды способностей и их характеристика, структура, стадии развития способностей, а также условия и факторы, влияющие на становление и развитие способностей.

Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко и легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно-важными для данной деятельности. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности.

Способности человека отличают его от животных и составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории. С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда.

На сегодняшний день способности принято делить на общие, связанные с условиями ведущих форм человеческой деятельности, и специальные, связанные с условиями специальной деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1.      Учебные и творческие

2.      Умственные и специальные

3.      Математические

4.      Конструктивно-технические

5.      Музыкальные

6.      Литературные

7.      Художественно-изобразительные

8.      Физические.

Наряду с этим выделяют различные уровни развития способностей. Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность.

Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.

Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности. Изучение школьных лет жизни позволяет судить не только о значении возрастных истоков становления способностей, но и о значении индивидуально своеобразного хода возрастного развития. Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности ), закрепление.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся. Вместе с тем перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем, и формировать их в надлежащем направлении.

Проблема формирования способностей и талантов должна являться большой социальной и государственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностей у всех людей не должна противопоставляться задаче развития специальной одаренности у отдельных особо талантливых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Список литературы:

1) Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В.Петровский, А. В. Брушлинский, В. П, Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с., ил.

2) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3) Теплов. Б. М. Способности и одарённость. / Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

4)Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. В. В. Мироненко;  Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. 447 с.

5) Шадриков. В. Д.  Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.: ил.

 

 

5

 



Информация о работе Виды способностей. Их характеристика. Развитие способностей в онтогенезе