Виды способностей. Их характеристика. Развитие способностей в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

Цель работы - изучить способности и их развитие в онтогенезе.
Задачи: - рассмотреть определения способностей, данные различными учеными, и на основании определений раскрыть понятие «способности»;
- рассмотреть структуру способностей;

Содержание

План:
1) Введение……………………..……… ………………………...….. ... … 3
2) §1. Понятие способностей…………………………………………..... 5
§2. Структура способностей……………………………………… ..…..7
§ 3. Виды способностей. Их характеристика..……………… ……. .. 9
§ 4. Стадии развития способностей. Развитие способностей в онтогенезе…………………………………………………………………. .. ..... .... 15
§5Факторы развития способностей человека………………. ……..20
3) Краткие выводы…………….………………………………………. .. 26
4) Список литературы. ……………………………………..…......…... 29

Работа состоит из  1 файл

виды способностей........._New1.doc

— 441.57 Кб (Скачать документ)


Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образовния

Кафедра педагогики и бакалавриата

 

 

 

Контрольная работа по психологии

Тема: «Виды способностей. Их характеристка. Развитие способностей в онтогенезе».

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, 6109 группы.

ПМНО управление дошкольным образованием, ОЗО,

Назарова Ольга Николаевна.

 

Проверила:

Савчина Марина Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

Тема: ” Виды способностей. Их характеристика. Развитие способностей в онтогенезе”.

 

 

 

План:

1) Введение……………………..……… ………………………...….. ... … 3

2) §1. Понятие способностей………………………………………….....  5

  §2. Структура способностей……………………………………… ..…..7

  § 3. Виды способностей. Их характеристика..……………… ……. .. 9

  § 4. Стадии развития способностей. Развитие способностей в онтогенезе…………………………………………………………………. .. ..... ....  15

§5Факторы развития способностей человека………………. ……..20

3) Краткие выводы…………….………………………………………. .. 26

4) Список литературы. ……………………………………..…......…...  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ). Введение.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. На сегодняшний день все образованные люди понимают, что активизация человеческого фактора это необходимая предпосылка и условие повышения эффективности труда во всех областях деятельности людей. Ведь от этого зависит благосостояние и развитие всего человечества. В свою очередь, активизация человеческого фактора, требует знания о психологических возможностях человека, прежде всего - о его способностях. При этом необходимо изучать не только условия всестороннего раскрытия способностей человека, но и их формирование.

Раннее выявление способностей и специализированные программы обучения способствуют развитию в человеке плодотворного отношения к учебе и к самому себе. Необходимость своевременного раскрытия способностей детей очевидна. Формирование способностей – одна из важнейших задач образования.

Проблемой выявления и формирования способностей занимались и по сей день занимаются многие ученые-психологи по всему миру. Из отечественных психологов, занимавшихся данной проблемой, известны такие как Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий, Л .С. Выготский, А. В. Петровский, Л. С. Рубинштейн и многие другие.

Теплов изучал врождённые способности,  характер и темперамент,  разрабатывал  методы их объективной диагностики и измерения и написал по этой теме докторскую диссертацию - «Психология музыкальных способностей».  Лейтес проводил работы в области дифференциальной психологии, его основными работами, посвященными этим проблемам, стали такие как «Об умственной одаренности» и  «Умственные способности и возраст». Выготский  создал  теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций у человека.  Крутецкий  проводил  исследования в области возрастной и педагогической психологии и психологии способностей, наиболее известны такие его работы как «Психология математических способностей школьников» и  «Проблема способностей в психологии».  Петровский проводил исследования в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности.  Рубинштейн вел исследования в области философских проблем психологии, проблем человека в плане онтологии, гносеологии и этики.

Цель работы - изучить способности и их развитие в онтогенезе.

Задачи: - рассмотреть определения способностей, данные различными учеными, и на основании определений раскрыть понятие «способности»;

- рассмотреть структуру способностей;

- рассмотреть классификацию видов способностей;

- дать характеристику выделенным видам способностей;

- рассмотреть уровни развития способностей;

- рассмотреть факторы и условия, влияющие на развитие и формирование способностей в ходе индивидуального развития организма;

- сделать выводы по рассмотренному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ) . § 1. Понятие способностей.

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности». Вот лишь некоторые из них:

1. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
         2. Б. М. Теплов: « способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [4. с.281].  Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является более узким, чем первое.
        Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. Во-первых: под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых: способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих: понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. « В жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Способности как индивидуально- психологические особенности человека не могут быть врожденными, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, а сами способности всегда являются результатом развития. Так в случае с музыкальными способностями, например, с момента рождения существуют только задатки, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы» [4. с.282].

Это определение способностей является общепризнанным, однако в нем отсутствует указание на то, из чего состоит способность.

3)  А. В. Петровский: « способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний навыков и умений не сводятся» [1. с. 439].

Иными словами, проявляясь в овладении знаниями, умениями и навыками, способности в то же время к знаниям и умениям не сводятся. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Превратиться ли эта возможность в действительность зависит от многих условий. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. В данном определении отсутствует связь между способностями человека и его деятельностью.

4)  С. Л. Рубинштейн: « способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Это результаты закрепления психических процессов,  посредством которых действия и деятельности регулируются» [2. с. 546].

Данное определение  содержит материал о том, из чего собственно состоит способность. Ссылаясь на него, можно сказать, что способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов и включает в себя ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.  Также из определения Рубинштейна можно сделать вывод, что люди очень сильно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру, и что  эти различия в способностях – продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Определение Рубинштейна наиболее полно и емко характеризует понятие способностей.

Из приведенных определений можно сделать вывод о том, что способности развиваются на основе врожденных задатков в ходе всего индивидуального развития человека, определяют психические возможности индивида  в различных видах деятельности, что способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, а  обнаруживаются в быстроте,  глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и регулируют возможность их приобретения. Также, из определения Рубинштейна следует, что способности - понятие динамическое: они существуют только в движении, только в развитии,  осуществляющемся  лишь в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Следовательно -  способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

 

§2. Структура способностей.

     В обычной жизни, характеризуя того или иного человека, прежде всего говорят о его способностях: «он все быстро схватывает, способен много запомнить, умеет слушать и т. п.» Но разным людям дают разные характеристики, а также - характеристики одного и того же человека со временем могут изменяться. Почему же так происходит? Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры способностей.

В работе В. Д. Шадрикова «Психология деятельности и способности человека» структура способностей раскрывается с точки зрения их неразрывной связи с деятельностью, прежде всего – психической. Автор также отмечает, что с позиций структуры способностей большой интерес представляют идеи Б. Г. Ананьева о комплексном изучении механизма психических функций, согласно схеме которого, развитие психических свойств, проявляется как развитие функциональных, операционных и мотивационных механизмов. Функциональные механизмы, которые на раннем этапе возникновения реализуют филогенетическую программу, складываются задолго до развития операционных механизмов. Для каждой психической функции формируются свои операционные механизмы. Между функциональными и операционными механизмами существуют сложные взаимодействия. Так «для развития операционных механизмов требуется определенный уровень функционального развития. В свою очередь развитие операционных механизмов приводит в новую фазу развития и функциональные механизмы, их возможности прогрессивно возрастают, повышается уровень системности»[5. с. 222]. В. Д. Шадриков относит функциональные механизмы к характеристикам человека как индивида, операционные – как субъекта деятельности, мотивационные – как индивида и личности. Ученый в своей работе особо отмечает, что в процессе деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к требованиям деятельности: они приобретают черты оперативности. И как следствие этого он описывает «структуру психических функций как психологическую структуру деятельности, а развитие способности – как развитие системы, реализующей эти функции» [5. с.223].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что о способностях человека судят по результатам его деятельности. Но эти результаты напрямую зависят от наличия у человека хорошо слаженной и исправно работающей  системы соответствующих операций или способов действия в данной области. Ни одна способность не является актуальной способностью к определенному виду  деятельности, пока она не вобрала в себя систему соответствующих операций.   Ведь любая деятельность требует от личности особых, характерных для нее качеств, способностей. Поэтому способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

 

§3. Виды способностей. Их характеристика.

Классификаций способностей человека довольно много.

В первую очередь необходимо различать природные или естественные                способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Теоретические способности предопределяют склонность человека ко всякого рода  абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические способности - к конкретным, практическим действиям. Теоретические и практические способности, в отличие от общих и специальных, чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются  только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, или предметно-познавательные способности - в наибольшей степени социально обусловленны. В качестве примеров таких способностей можно привести речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и тому подобное.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в существо социальное.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Информация о работе Виды способностей. Их характеристика. Развитие способностей в онтогенезе