Вербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание

Для эффективного обмена информацией необходимо полное понимание значения слов, используемых и пытаться полностью понять значение, что вы вкладывается в слова.
Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербального общения.
Целью данной работы является изучение основных средств вербального общения и барьеров коммуникации.

Содержание

1. Введение
2. Вербальные средства общения
3. Виды барьеров коммуникации
3.1. Примеры коммуникативных барьеров
4. Заключение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 33.65 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

1. Введение

2. Вербальные средства общения

3. Виды барьеров коммуникации

3.1. Примеры коммуникативных барьеров

4. Заключение

5. Список литературы

 

1. Введение

Человек получает информацию по всем каналам, которые у него имеются. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Эти слова достаточно точно передают то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.

Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет  миром. Грамотная речь во все времена  ценилась в человеческом обществе и  значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать  сможет далеко не каждый, то ошибки в  том, как вы пишете, и в том, что  вы говорите, заметит практически  каждый.

Речь как средство общения  одновременно выступает и как  источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Вербальная коммуникация воздействует на человека на многих уровнях, а не только с помощью содержания. Успех многих политиков, актеров, деловых  людей связан с тембром голоса. Вербальная коммуникация использует в  качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Слова могут иметь разные значения для разных людей. То, что человек намерен сообщить, необязательно будет интерпретировано таким же способом другим человеком. Зачастую, те же слова выражают разные значения.

Значение слова интерпретируется через опыт и варьирует в зависимости  от контекста, ситуации, в которой  было использовано. Никто не может  быть абсолютно уверенным в том, что собеседник понимает слова, так  же, как понимает их тот человек, который доносит информацию до других.

Для эффективного обмена информацией  необходимо полное понимание значения слов, используемых и пытаться полностью  понять значение, что вы вкладывается в слова.

Термины «говорение» и  «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербального общения.

Целью данной работы является изучение основных средств вербального общения и барьеров коммуникации.

 

2. Вербальные средства  общения.

Основным средством вербального  общения является речь. Она делится  на письменную и устную, слушание и  чтение, а также на внутреннюю речь и внешнюю. Простыми словами, к вербальным средствам общения относится  наше умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию, а также наши внутренние диалоги  с самими собой и внешние - с окружающими.

Рассмотрим виды вербального  общения:

1. Слушание

Слушание (аудирование) –  рецептивный вид речевой деятельности, связанный с звуковым восприятием звучащей речи. Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире. В реальной жизни мы используем разные стили поведения при слушании. Перечислим некоторые из них:

  • Нейтральное слушание. Этот стиль поведения имеет целью сбор информации. В чистом виде он реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает.
  • Оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего – и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же сформулирует возражения.
  • Наступательное слушание. Его люди практикуют тогда, когда хотят «срезать» говорящего.
  • «Вежливое» слушание. В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями – ожидание, когда же говорящий замолчит. Так слушают сверстников маленькие дети, у которых доминирует желание высказаться. Часто после такого «слушания» они не могут вспомнить о чем же был разговор.
  • Селективное слушание. Этот вид поведения состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно, но и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. Легко себе представить, к чему может привести такое поведение, например, на деловых переговорах.

Ни один из перечисленных  видов поведения при слушании не является эффективным, поэтому психологи  уже давно задумались над вопросом о том, как повысить качество слушания. В результате была разработана техника, так называемого, активного слушания, которая основана на двух базовых  положениях.

Положение первое: слушатель  принимает на себя обязательство  помочь говорящему более полно выразить свои мысли и чувства. Таким образом, слушатель становится активным участником коммуникации.

Положение второе: слушатель  стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока говорящий полностью не выразит  свои мысли и чувства.

2. Устная  речь.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Устная речь имеет две  формы – монологическую и диалогическую.

Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из «реплики – стимула к реплики – реакции», тесно связанных по содержанию друг с другом. Существует несколько видов диалога: информативный, манипулятивный, полемический и фатический. Иногда выделяют полилог – это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

3. Чтение.

Чтение – рецептивный  вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы. Целевая установка на получение информации из текста характерна для чтения научных, деловых произведений. Чаще всего при этом осуществляются профессиональные обязанности. Чтение художественной литературы преследует другую цель – эстетическое наслаждение, развлечение, отдых, но при этом есть познание. Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление. На первом этапе, этапе зрительного восприятия, наиболее важную роль играют три определения: фиксация взгляда, движение глаз и поле зрения.

4. Письменная  речь.

Письменная речь – это  самостоятельная целенаправленная речевая структура, которая обеспечивает общение с помощью письменного текста. Письменный текст в данном случае выступает представителем автора как участника речевой коммуникации. Письменная речь является самой многословной, точной и развернутой формой речи. В письменной речи передается словами то, что в устной с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует ранее ясная ситуация и возможность выразительной интонации, мимики и жеста, каких-либо сокращений. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний.

Таким образом, можно сделать  вывод, что цель вербализации – поддержать единство функциональных образований, возникающих в процессе делового общения, расположить к себе людей, побудить их к большей душевной щедрости. Особое место в вербальном общении занимает выявление и поощрение человеком потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и красиво, обладает притягательной силой и создает условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы как в коллективе, так и просто с окружающими людьми.

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек  за день произносит около 30 тысяч слов. Его величество «Общение» правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя, как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять что ей мешает и что способствует важна и оправдана, так как общение – это основа, стержень существования человека.

 

3. Виды барьеров  коммуникации.

Каждому человеку знакома  ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Данная ситуация наглядно демонстрирует наличие барьеров или помех коммуникации.

Под коммуникативным барьером обычно понимают все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

Учесть всю совокупность помех, шумов, мешающих осуществлению  коммуникации практически невозможно – они слишком разнообразны. В  каждом виде деятельности – в политике, экономике, культуре и так далее  – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов  деятельности. Различные виды и уровни коммуникации  также создают свои специфические барьеры. Поэтому  имеют место самые разные попытки  систематизации коммуникативных барьеров.

Рассмотрим виды коммуникативных  барьеров.

1. Информационные барьеры:

  • механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение;
  • неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль;
  • недостаток информации;
  • информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации);
  • искажение информации.

2. Замещающе – искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение.

3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации.

4. Барьеры непонимания:

  • фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь – скороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов;
  • семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры существует 
    множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений».

5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой.

6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике).

7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

8. Сенсорные барьеры:

  • физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды);
  • отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие, все новое и неожиданное, что вызывает реакцию «что такое?»);
  • дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников (плохой слух, плохое зрение).

9. Социальные барьеры:

  • разный статус собеседников;
  • ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в социуме, которая помогает самоутвердиться, например, иметь авторитет среди знакомых).

10. Организационные барьеры:

  • передача информации сверху вниз («размножение» информации, эффект «испорченного телефона», задержка информации);
  • передача информации снизу вверх (искажение, потеря, задержка информации).

Информация о работе Вербальные средства общения