Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Наша речь, то, как мы выражаем свои мысли, какие жесты при этом используем - очень важно для каждого из нас. Все мы хотим быть идеальными собеседниками для своих друзей, родителей, рабочего коллектива, и желаем, чтобы нас тоже внимательно слушали и не отказывались от нашего общения. В то же время, мы мечтаем о престижной работе, верных друзьях и хороших отношениях с близкими нам людьми. И нередко мы оказываемся у разбитого корыта. Отношения в семье складываются не так, как нам хотелось бы, с работы увольняют, коллеги не доверяют. А собеседование, к которому готовишься несколько недель, с треском проваливается за считанные секунды.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…… 3
Глава I. Вербальные и невербальные средства общения …………………….… 6
1.1. Вербальные средства общения ………………………………………..…. 6
1.2. Невербальные средства общения ………………………………….…..… 9
Глава II. Вербальные и невербальные средства в бытовом
и деловом общении …………………………………………………………. 12
2.1. Бытовое общение …………………………………………………………... 12
2.2. Деловое общение …………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_риторика_печать 3.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И 
КИНЕМАТОГРАФИИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
 

Факультет М.К.

Кафедра русского языка 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Риторика

Тема: Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении 
 

      Выполнила: Соловьева М.В., связи с общественностью                                                                                                         1 курс, 862 группа

Научный руководитель:                                                                                                                       к. ф. н., доцент Розова Н. А. 
 

Дата сдачи:                                                                      Оценка     

Санкт-Петербург

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение   …………………………………………………………………………….……  3

Глава I. Вербальные и невербальные средства общения   …………………….…  6

    1.1. Вербальные средства общения   ………………………………………..….  6 

    1.2. Невербальные средства общения   ………………………………….…..…  9

Глава II. Вербальные и невербальные средства в бытовом

               и деловом общении  ………………………………………………………….  12

    2.1. Бытовое общение   …………………………………………………………...  12

    2.2. Деловое общение   …………………………………………………………… 15

Заключение   ………………………………………………………………………………  18  

Список использованной литературы   ………………………………………………..  19

 

Введение

    Актуальность.

    Наша  речь, то, как мы выражаем свои мысли, какие жесты при этом используем - очень важно для каждого из нас. Все мы хотим быть идеальными собеседниками для своих друзей, родителей, рабочего коллектива, и желаем, чтобы нас тоже внимательно слушали и не отказывались от нашего общения. В то же время, мы мечтаем о престижной работе, верных друзьях и хороших отношениях с близкими нам людьми. И нередко мы оказываемся у разбитого корыта. Отношения в семье складываются не так, как нам хотелось бы, с работы увольняют, коллеги не доверяют. А собеседование, к которому готовишься несколько недель, с треском проваливается за считанные секунды. Так в чем же проблема? Почему нас не хотят слушать и доверять нам? Что мы делаем не так? Возможно, не так говорим или слишком бурно выражаем свои эмоции и мысли посредством жестикуляции?

    Дело  в том, что мы не умеем правильно использовать свои вербальные и невербальные средства в общении. Не умеем следить за своим невербальным поведением. Наша мимика и жесты часто не совпадают с тем, что мы говорим.

    Лишь  научившись правильно использовать невербальные и вербальные средства, мы сможем добиться уважения со стороны коллег и внимания к себе со стороны друзей и семьи.

     

    Краткий обзор используемой литературы.

    В ходе изучения специальной литературы было выявлено что:

  • С давних времен бытовое общение привлекало внимание философов. Так, например, Платон и Аристотель придавали важное значение дружеской беседе, как предмету риторики. Аристотель считал, что беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость.                                                      Однако до сих пор область бытовой речи и ее языковых средств остается малоизученной. По существу знание языка построено на материале литературных текстов, преимущественно письменных. Только в последние десятилетия стали появляться исследования в области разговорной лексики, невербальных средств разговорной речи. Что такое бытовое общение, при каких условиях оно будет эффективно, и какие особенности имеет этот вид общения можно узнать из учебника Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой «Риторика и культура речи».
  • Исследования в области деловой речи получили развитие лишь в последние 3-4 столетия, и до сих пор деловое общение еще не изучено полностью. Особенности делового общения и его виды  подробно излагаются в пособии Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой «Риторика и культура речи», а также в книге М.Р. Львова «Риторика. Культура речи».
  • Невербальные и вербальные средства общения изучаются уже давно. Имеется огромное количество литературы по этой теме.  К примеру, И.А. Стернин в учебнике «Практическая риторика» уделяет внимание как вербальному общению, так и невербальному. В разделе вербальное общение он придает значение тому, как можно при помощи вербальных приемов воздействовать на собеседника. В разделе невербальное общение И.А. Стернин приводит виды невербальных сигналов, а также рассматривает невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего. В пособии «Этика делового общения» авторов Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. излагаются основы вербального и невербального общения, деловой риторики, а также особенности речевого поведения.

    Определение проблемы.

    Какую роль играют вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом  общении?

    Основная  цель и задачи.

    Целью данной курсовой работы является изучение особенностей вербальных и невербальных средств и их роли в бытовом и деловом общении.

    В курсовой работе решаются следующие  задачи:

  • Изучить теоретические аспекты вербальных и невербальных средств общения.
  • Выделить характеристики речевого поведения и виды невербальных сигналов.
  • Дать определения понятий бытового и делового общения.
  • Изучить особенности бытового и делового общения.
  • Привести примеры проявления вербальных и невербальных средств в бытовом и деловом общении.

    Формулировка  основных положений.

    • Важнейшим вербальным средством общения является устная речь. К основным характеристикам речевого поведения, оказывающим большое влияние на процесс общения, относятся качество голоса, произношение слов, манера речи, скорость речи, громкость голоса и модуляция речи.
    • Основная часть информации при общении передается с помощью невербальных средств: жестов, мимики, взгляда и др., с помощью которых можно понять, как относится человек к тому или иному высказыванию или к информации, которую передает. Невербальные средства в процессе общения дополняют устную речь и даже, в некоторых ситуациях, могут заменить необходимое слово.
    • Бытовое общение является преобладающим видом общения для большинства людей. Оно характеризуется высоким эмоциональным уровнем, широким использованием невербальных средств, в частности, намеков, умолчаний и ссылок на события, известные лишь участникам беседы, частым нарушением литературной нормы, использованием в речи элементов просторечия и диалектизмов, а также раскованностью в высказываниях и поведении собеседников.
    • Деловое общение возникает при деловых контактах, т.е. когда обсуждаются вопросы, связанные с организацией производства, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различного рода сделок и т.п. Главное в деловом общении - это умение правильно построить диалог, умение слушать своего собеседника и правильно использовать нормы русского языка.

Глава I. Вербальные и невербальные средства общения

    1.1. Вербальные средства общения

    Вербальные  средства общения - это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Рассмотрим устную речь, как неотъемлемую часть живого общения.

    То, что мы говорим, какими словами выражаем свою мысль, в какой последовательности подаем информацию собеседнику (с чего начинаем, чем заканчиваем), кратко ли выражаем свою мысль, какие аргументы приводим, имеет огромное значение при вербальном общении. Несомненно, что содержание речи, то, что мы говорим – очень важно при контакте с собеседником, но одно и то же содержание может быть выражено различными людьми совершенно по-разному, то есть каждый человек обладает какими-то своими особенностями речевого поведения.

    Речевое поведение проявляется в процессе общения. В учебнике Захарова Д.К., Кибанова А.Я., Коноваловой В.Г. «Этика делового общения» приведены следующие характеристики речевого поведения: качество голоса, произношение слов, манера речи, скорость речи, громкость голоса, модуляция речи. Рассмотрим далее каждую из характеристик подробнее.

    На  общее впечатление от человека, возникающее  в процессе общения, сильно влияют голос  и манера общения. По тембру голоса, паузам, интонации, темпу разговора можно легко понять, как настроен собеседник: положительно или отрицательно, злится он или радуется, спокоен или нервничает.

    Любой человек  обладает тем или иным темпераментом, который и определяет скорость речи. Ее нельзя изменить, можно лишь сбить на некоторое время, так как при настоящей включенности в беседу темп речи снова восстановится.                                                                       Скорость речи бывает:

  • Оживленная, быстрая манера говорить, с одной стороны, является признаком того, что собеседник обладает ярко выраженным темпераментом, указывает на его эмоциональность и уверенность в себе. С другой стороны торопливая, беспорядочная, сбивчивая речь, как правило, сопровождающаяся излишним жестикулированием, показывает неуверенность, беспокойство, торопливость, возможно неуправляемость, оппонента.
  • Спокойная, неторопливая манера общения означает, что собеседник спокоен, рассудителен и серьезен. С другой стороны, замедленная речь может быть проявлением вялости, бездеятельности и даже тупости человека.
  • Ускоряющийся темп речи, включая жестикуляцию, указывает на то, что говорящий оживленно ведет разговор, вдохновлен тем, о чем говорит и непременно хочет передать информацию собеседнику. Замедляющийся темп речи, вместе с жестами, свидетельствует о задумчивости, размышлениях над сказанным или возможной потере на некоторое время уверенности.

    Громкость голоса – это индивидуальная особенность каждого человека. Она может быть либо большая, либо малая. По громкости голоса можно судить о чувствах говорящего. Например, слишком громкий голос, обычно, дает понять, что собеседник пытается скрыть свою слабость или неуверенность. Также большая громкость голоса указывает на неспособность человека владеть собой, контролировать свои действия. В отличие от большой, малая громкость голоса в сочетании со спокойным течением речи свидетельствует о сдержанности, скромности, мягкости и вместе с тем робости, нерешительности и немногословности оппонента. Какие-либо изменения в громкости голоса указывают на способность или неспособность управлять эмоциями. К примеру, неясное, расплывчатое усиление громкости голоса даст понять о включенности, заинтересованности собеседника в разговоре.  Малое изменение в громкости голоса укажет на умение человека контролировать свои эмоции.

    Особенности произношения слов, артикуляции. Неясное и нечеткое произношение слов указывает на неуверенность в себе, слабость характера, вялость, уступчивость. В то время, как ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний свидетельствуют о том, что собеседник имеет осознанную жизненную позицию и обладает дисциплиной. Таким образом, усиливая свою невнятную речь, человек лишь проявляет свою скрытность, неопределенность позиции, стремление к самозащите. Ясная и понятная речь, наоборот, характерна для человека искренне включенного в общение и уверенного в себе.

    Модуляция речи. Слабая модуляция речи (подъемы и спады высоты тона) оказывает усыпляющее влияние на собеседника. Монотонный голос, как правило, отражает нечто скрытое, таинственнное. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, собранность, но в некоторых случаях подразумевает отсутствие заинтересованности, страх выступления перед аудиторией, робость. Сильная модуляция (изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на богатство души, открытость, многообразие интересов, глубокие переживания, разнообразие испытываемых чувств и эмоций. Однако, сильная модуляция иногда может обратить внимание слушающего на недостаток внутренней дисциплины. На слабую волю, мягкость, склонность к депрессии может указывать падение высоты тона к концу предложения. Для оживленных, но внутренне уравновешенных людей, творческих натур более характерны ритмичные колебания в речи. Тогда, как для неуравновешенных, нестабильных личностей свойственны неритмичные колебания.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении