Вербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 23:07, реферат

Описание

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу.

Содержание

I. Вербальные коммуникации
1. Совершенствование навыков вербального общения
2. Совершенствование навыков письменной речи
3. Денотаты и коннотации
4. Ассертивность
5. Структура речевой коммуникации.
6. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
1. Определение общения
2. Типы и виды общения
3. Вербальные средства общения

Работа состоит из  1 файл

средства общения.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Типы  и виды общения

           В психолого-педагогической литературе используются понятия  «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.

           Б.Т.Парыгин под типами общения понимает различия в общении  по его характеру, т.е. по специфике  психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:

     деловое и игровое общение;

     безлично-ролевое  и межличностное общение;

     духовное  и утилитарное общение;

     традиционное  и инновационное общение.

     Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике  политического, религиозного, экономического общения.

           Например, предметом политического  общения выступает сфера политики, взаимодействие политических партий и их лидеров с представителями различных партий и общественных объединений при решении тех или иных политических вопросов.

           При таком подходе, очевидно, что педагогическое общение представляет собой один из видов общения. Предметом такого общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и воспитателей со своими коллегами, учениками и их родителями вокруг  вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

           Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А,Леонтьев. Автор утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую «клеточку» анализа «чистое» межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому автор исходит из того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. На основе этого автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

           Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, оклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает  как представитель общества и  решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи. Например, рассматривает экологические проблемы конкретного города или региона.

           Групповое предметно-ориентированное  общение также нацелено на решение  социальных задач – организацию  коллективного взаимодействия в  процессе совместной деятельности. Это общение членов конкретного коллектива другс другом или с представителями другого коллектива.  В центре такого общения – проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

           Личностно-ориентированное  общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть еловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, личностные проблемы общающихся, например, выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.

           Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют деловое  и личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в педагогической литературе, так и в обиходе.

           Деловое общение (его также  называют ролевым или функционально-ролевым  общением) направлено на организацию  какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план.

           В центре личностного (или  межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.

           В педагогическом процессе деловое и личностное общение  довольно тесно переплетаются и  неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет ученик задания учителя, какими способами он получил правильный ответ. От взгляда опытного педагога не скроется физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо. 
 

 

Вербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования  показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое  взаимодействие – 53%.

Информация о работе Вербальные средства общения