"Трудные" подростки и неформальные группы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:16, реферат

Описание

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Трудные.docx

— 40.73 Кб (Скачать документ)

Появились разнообразные  молодежные группы — сателлиты, включающие в себя поклонников определенного  певца ансамбля, жанра. Существуют приверженцы  определенных футбольных команд - «фанаты» («фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии». 

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько  признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода им­провизации исполнителей. 

Среди металлистов  склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам. 

К металлистам примыкают  группы подростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они  получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут  себя с окружающими очень вызывающе  и агрессивно. 

Было бы несправедливо  говорить о противоправном поведении  всех металлистов. В частности, среди  таких подростков имеются настоящие  знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организациями. 

В настоящее время  получают распространение немногочисленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они проповедуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с  черным узким галстуком, ботинки  или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашистская свастика и  другие символы «коричневых». В группах  такая же система соподчинения, как  у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры», «штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацистских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме панков и черных металлистов, не питают к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацистских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционными взглядами. Тогда такая группа становится социально опасной. 

Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Члены  этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной культуры и идеологии, ведя против них настоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных артистов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосы у хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются избиением неформалов-«западников». 
 
 

Часть 3.Индивидуальный подход к школьникам-неформалам 

Как относиться к  неформальным молодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы молодежи следует запретить  и немедленно распустить. Другие, напротив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность  старшим подросткам и юношам «перебеситься» и найти себя в жизни. Как все  крайние точки зрения, эти воззрения  ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного  отношения ко всем группам. Слишком  различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и противоправных. Поэтому начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится сталкиваться. К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение. 

О требованиях к  психологическим исследованиям  неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский. [4] Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания. 

Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы. 

Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития. 

Теперь об индивидуальном подходе к школьнику-неформалу. Начинать следует с выяснения причин вхождения  в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Выше, при описании краткой истории  таких групп, мы упомянули некоторые  такие причины. Напомним, что сам  возраст подростка и юноши, некоторые  важные особенности личности взрослеющего человека могут служить основой  формирования соответствующей мотивации. 

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового  возраста, создающие психологическую  основу их стремления к включению  в неформальные молодежные объединения, рассмотрел И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им, эмоционально-волевую неустойчивость этих школь­ников и т. д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью. 

И. А. Невский провел также психолого-педагогический анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков, в не­формальных  молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению, следующие: 1) стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству; 2) низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива; 3) отсутствие постоянных содержательных интересов, общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе; 4) потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников; 5) одинаковость в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся; 6) недостаток внимания к молодежи в семьях, безнадзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности; 8) новизна, своеобразие впечатлений, получаемых в группах сверстников-неформалов, чувство свободы; 9) возможность заявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т. д. Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни. 

Учителей, конечно, очень  интересует вопрос, как вести работу по профилактике отклоняющегося поведения  школьников — участников неформальных молодежных групп. Исследование этой проблемы провел В.С.Овчинский. Он сформулировал ряд методических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Так, данный автор справедливо говорит о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому ее участнику. Например, среди хиппи встречаются «романтики» тунеядства, «идеологи» молодежного протеста, просто яркие творческие личности (поэты, певцы, музыканты), увлеченные авангардными формами искусства. Естественно, подход к каждой из этих подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие. 

При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп  в большинстве случаев рекомендуется  основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом  обсуждении интересующих этих молодых  людей проблем. Задача заключается  в том, чтобы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым  укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в  том, чтобы помочь неопытным и  незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо, как справедливо считает профессор Д. И. Фельдштейн, не запрещать формальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы. 

При работе со школьниками-неформалами  роль педагога может нередко сводиться  в основном к помощи молодым людям  наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, «пройти» его  в оптимальном для каждого  школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его. 

Однако все сказанное  выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодежным объединениям и не ко всем формам развития определенных групп. Безусловно, что в ряде случаев  следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографин, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определенной неформальной группы начинает принимать противоправный характер. В. С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения. К ним относятся: разобщение принявших нежелательные формы развития молодежных групп, переориентация их на общественно полезные виды деятельности, нейтрализация отрицательно влияющих лидеров, решительное прекращение любого общения с людьми преступного мира. И конечно же, всегда следует применять индивидуальный подход к членам даже одной и той же неформальной группы. 

Список литературы 

1.      Психологические  проблемы изучения неформальных  молодежных объединений / Под ред. Д.И.Фельдштейна и др. — М., 1988. 

2.      Славина  Л.С. Трудные дети. М.,1998 

3.      Степанов  В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996 

4.      Фельдштейн Д.И., Радзиховский Л.А. Методические рекомендации по  изучению особенностей неформальных молодежных объединений. — М, 1987.

Информация о работе "Трудные" подростки и неформальные группы общения