Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

Открытие рефлекса – второе достижение Декарта. Он ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным  для физиологии и психологии. Если Гар-вей устранил душу из разряда  регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с  ней на уровне внешней, обращенной к  окружающей среде работы целостного организма. Декарту нервная система  виделась в форме «трубок», по которым  проносятся легкие воздухообразные  частицы. Он полагал, что внешний  импульс приводит эти частицы  в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к  мышцам. Появившийся после Декарта  термин «рефлекс» и означал «отражение». Реакция мышц – неотъемлемый компонент  поведения. Поэтому декартова схема  относится к разряду великих  открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной  природой подобно тому, как эти  законы могут сделать его властелином  внешней природы.

22. Материализм и идеализм

 

Глашатаем эмпиризма  выступил Френсис Бэкон (XVI в.) , сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных, которое позволяет их обобщать с тем, чтобы предсказывать грядущие события и тем самым овладевать их ходом.

При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания ученые разделились  на два течения – эмпирическое и рационалистическое. Разногласия  между ними возникали по трем кардинальным вопросам: об источниках и происхождении  знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека. Основатели эмпирического  направления Бэкон, Гоббс, Локк и  их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт.

Представители рационалистического течения, пионерами  которого выступили Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия  происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители  эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных  фактов, устанавливаемых в чувственном  опыте, к общим принципам и  законам, тогда как представители  рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как  способе выведения искомых истин  из принципов либо ранее установленных, либо врожденных.

Достаточно остро  стоял также вопрос о природе  самих познавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к телесному организму – с  другой.

Эти споры породили психофизическую проблему, различные  способы решения которой разделили  мыслителей на два других непримиримых лагеря – материализма и идеализма.

Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и  дифференциации идейных позиций  не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Декарт, Лейбниц и Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с  разных позиций: Декарт – с позиций  дуализма; Лейбниц – идеализма; Спиноза  – материализма. Подобным образом  и эмпиризм развивался как представителями  материалистического направления (Бэкон, Гоббс, французские и русские  материалисты XVIII в.), так и сторонниками идеалистических течений (Беркли, Юм и др.).

23. Философско-психологическая система Р. Декарта

 

Для Декарта  опыт не является источником достоверного знания, таковым является сила разума. Методологические принципы познания, изложенные Декартом первоначально  в «Правилах для руководства  ума», затем в метафизических «Рассуждениях  о методе», «Началах философии», «Размышлениях  о первой философии», выступили в  качестве введения ко всей системе  философско-психологических взглядов, представленных в систематическом  и завершенном виде в трактате «Страсти души».

Декарт попытался  рассмотреть работу нервной системы  животных и человека. Это позволило  ему заложить идею, дать первое описание схемы безусловного рефлекса и сформулировать принцип детерминизма, который был  распространен не только на область  органических процессов, но и на широкий  круг психических явлений. Ведущим  и исходным тезисом в объяснении жизнедеятельности животных явилось  положение о ма-шинообразном характере  их поведения. Это послужило основанием для переноса физико-механических принципов  на все жизненные функции животного  организма.

Такие психические  акты, как ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты, относились Декартом к чисто телесным проявлениям и из сферы психического исключались. Психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом  или осознается мыслящей субстанцией. Начиная с Декарта, пси-хология  перестала существовать как наука  о душе, а стала выступать как  наука о сознании. С точки зрения метода познания, определение психического как непосредственно переживаемого  и осознаваемого означало то, что  явления сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения  может быть только один – самонаблюдение, интроспекция.

Признав, что  машина тела и сознание – это  две независимые друг от друга  сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое  он предложил, было названо психофизическим  взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в  виде эмоций. Душа, обладая мышлением  и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.

Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки. Во втором – сознание отражает собственные  мысли, идеи, ощущения. Декартом была создана  новая форма дуализма. Оба члена  отношения – и тело, и душа – приобрели содержание, неведомое  прежним эпохам.

24. Материалистическая теория Т. Гоббса

 

В мире нет ничего, считал Гоббс (1588–1679), кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Соответственно, и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

Для Гоббса в  устройстве человека действует только один закон – механического сцепления  психических элементов по смежности. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, где  подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая  порождена незнанием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. У Гобб-са механодетерминизм получил  применительно к объяснению психики  предельно завершенное выражение.

Свои взгляды  в области философии и психологии Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значительными из которых  являются «О гражданине», «Левиафан», «О теле» и «О человеке».

Психическое, по Гоббсу, – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодви-жения. Чувственные эффекты внутренних противодвижений Гоббс называл «призраками», или «образами». Призраки бывают двух видов. К первому относятся те, которые происходят в мозге и с которыми связано возникновение образов вещей и представлений. Второй род призраков составляют те внутренние движения, которые, передаваясь на сердечную деятельность, усиливают ее или тормозят, вызывая тем самым состояния удовольствия или неудовольствия.

После прямого  воздействия внешних предметов  в мозге остаются следы, ослабленные  внутренние движения. Эти остаточные движения, по Гоббсу, есть представления. Они подразделяются на два больших  класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются  образы одного какого-либо предмета. Сложные  включают в себя либо собирательные  образы, либо обобщенные представления.

Раскрывая природу  представлений, Гоббс выдвигает  догадку об ассоциативном механизме, хотя самого термина «ассоциация» Гоббсом  еще не вводится.

25. Учение Б. Спинозы о психике

 

Критику декартовского  дуализма Гоббса поддержал великий  голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма. В качестве идеала и образца для построения и изложения своего учения Спинозой была взята дедуктивно-геометрическая схема Эвклида. Спиноза имел представление  о материи как о субстанции, не сводимой к своим конкретным состояниям и свойствам.

Новая точка  зрения Спинозы была инспирирована  учением о двух субстанциях. Спиноза  выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах, которое  является стержнем всей его философско-психо-логической системы. В основе ее лежит стремление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной  всего существующего и самой  себя является субстанция, которая  существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и  творца. Двух субстанций одной и  той же природы быть не может.

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в своих коренных и фундаментальных  свойствах, которые были названы  Спинозой атрибутами. Атрибуты  – это такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они являются производными и вторичными. Человеку доступны только два вида атрибутов – мышления и протяжения.

Все окружающее многообразие мира, различные явления  и события представляют собой  частные состояния и видоизменения  субстанции или ее атрибутов. По отношению  к атрибуту протяжения каждый отдельный  модус выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования  и движения тел.

Особо сложной  модификацией единства атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела является человек. Сущность человека может  быть раскрыта в двух измерениях, модусах. В одном случае человек выступает  как модус тела, в другом –  как модус мышления.

Каждый из атрибутов  не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной  природы, а потому, что оба они  имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и  причины.

Путь преобразования внешней необходимости во внутреннюю необходимость или свободу представлен  у Спинозы в учении о страстях и аффектах, анализ которых занимает почти 2/3 его основного произведения «Этика». Исходным в теории аффектов является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа стремятся сохранить и утвердить  свое существование.

26. Сенсуализм Д. Локка

 

Д. Локк (1632–1704)  – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, добре, зле и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.

Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется  душа человека в течение всей его  индивидуальной жизни. Содержание опыта  и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие  понятия и аффективно-волевые  состояния. Человек появляется на свет с душой, подобной чистому листу  на котором только при жизни внешний  мир наносит свои узоры. Приобретенные  во внешнем опыте чувственные  идеи выступают в качестве материала  для внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются  другой тип идеи. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность  души обращать свой взор на собственные  состояния, порождая при этом новые  психические продукты в виде идей об идеях.

Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных  идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит  от пассивного созерцания к активному  преобразованию и переработке простых  идей в сложные. Образование сложных  идей Локк представлял как простое  комбинирование исходных элементов  опыта посредством ассоциаций, соединения, отношения и обособления.

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"