Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

Авиценна был  одним из первых исследователей в  области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием  организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение придавалось  воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его  натуру.

Авиценна пришел к идеалистической трактовке  понятийного мышления.

Чистый, или родовой, разум имеет дело с универсалиями, т. е. с наиболее общими понятиями, которые могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован и существует до человека в Боге.

Универсалии –  это не только разум Бога, но они  есть подлинная глубокая первооснова  и сущность всех видимых вещей  и явлений природы. Универсалии  могут стать идеями индивидуального  разума. Они же позволяют человеку видеть мир в целом, понять его  первооснову.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. Она имеет две особенности.

Первая состоит  в том, что почти все жизненные  акты, от растительных до образного  мышления, ставятся в зависимость  от телесных изменений, происходящих в  различных системах организма.

Своеобразие второй особенности заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать  в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления  организма, но и животнообразные, к  которым относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения.

В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология  чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Все  ощущения характеризуются тремя  основными признаками: чувственным  тоном, интенсивностью и длительностью.

Длительность  психических актов впервые была определена экспериментально.

От ощущений как «сил, постигающих вовне», Авиценна переходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внутренним чувством. К ним относились обобщенные чувства, или представления, и воображение, память как сохраняющая и воспроизводящая  сила и образное мышление.

17. Альгазена и Аверроэса

 

Характеристика  арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без  упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль-Хайсама, или Альгазена (965-1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198). Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альга-зен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Альгазеном были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.

Схема Альгазена  разрушала прежние несовершенные  теории зрения и вводила новое  объяснительное начало. Исходная сенсорная  структура зрительного восприятия рассматривалась как производное  от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.

Изучением функций  глаза занимался и другой ученый той эпохи – Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой  по изучению оптических функций глаза  стояли решающие сдвиги теоретико-методологического  характера. Рассмотрение глаза как  оптического прибора несло с  собой новое понимание природы  психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения  в терминах оптики означало распространение  физических законов на психические  явления, что способствовало преодолению  телеологической интерпретации  психики.

Опыты, проведенные  арабскими учеными, показали, что  нет необходимости объяснять  работу глаза участием души как управляющей  по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления  света в физической среде. Это  был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам  природы и другие психические  явления.

Аверроэс также  известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских  взглядов, положенных в основание  комментариев Аммония, Фемистия и др.

18. Период господства схоластики в философии. Фома Аквинский

 

В период Средневековья  в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными ухищрениями.

Одним из виднейших  теоретиков этого времени был  Фома Аквинский (1225–1274), учение которого канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории заключается в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Аквинский отстаивая одну истину – религиозную, «нисходящую свыше», считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.

Иерархический шаблон Аквинский распространил  и на описание душевной жизни, различные  формы которой размещались в  виде своеобразной лестницы в ступенчатом  ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Между  всем существующим положены грани и  однозначно определено, чему где быть.

В ступенчатом  ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой  души иерархически располагаются способности  и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции выступило как опора модернизированной  и теологической психологий.

Работа души рисуется Аквинским в виде следующей  последовательности схемы: сперва она  совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе  операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

Перед нами –  замкнутое сознание, из которого нет  выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Ак-винского мало совпадали с основополагающими  принципами учения Аристотеля о душе.

Томизм превратил  великого древнегреческого философа в  столп богословия, в «Аристотеля  с тонзурой».

Первая  критика схоластики. Д. Скотт, Р. Бэкон  и В. Оккам

 

Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский схоласт Д. Скотт (1270–1308).

Скотт указывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку  истины веры связаны с поиском  рая и аскетизмом, тогда как  истины разума обращены к реальному  миру и действительности. Материя  – это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она  дает материи действительность, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы. Не исключена возможность, предполагал  Скотт, что в фундаменте самой  материи заложена способность мыслить.

Это значит, что  психическое заложено в самой  материи и нет необходимости  прибегать к идее о существовании  особой духовной субстанции, которую  насаждали теологи и столпы церкви.

Другим борцом за освобождение идей Аристотеля от теологии стал англичанин Р. Бэкон (1214–1292).

Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных  предрассудков и перейти от умозрительных  построений к правдивому и опытному изучению природы и человека.

В «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных  знаний и искусств стоит умение производить  опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее  место отводилось физике, а точнее физической оптике.

Строение и  работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия –  это не продукты ин-тенциональных  актов духовной субстанции, они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.

В Англии против томистской концепции души выступил номинализм. Он возник в связи со спором о природе общих понятий (универсалий). Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, что  понятия есть единственные реальности бытия. Они имеют самобытную природу  и существуют независимо от конкретных вещей и явлений. Номиналисты  же утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия  по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.

Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор  Оксфордского университета В. Ок-кам (1300–1350 гг.). Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине», он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

20. Развитие психологии в эпоху Возрождения

 

Среди первых крупных  мыслителей, попытавшихся выступить  против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407–1457). Основные свои взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал потребности и стремления.

Другой крупный  представитель итальянской мысли XV в. – П. Помпонацци (1462–1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.

Б. Телезио (1508–1588). По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе она пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное термином «дух».

Представители Возрожденческой философии существовали и в Испании. Так Л. Вивес (1492–1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем самонаблюдения и внутреннего опыта.

Другой врач, Х. Уарте (XVI в.) требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Много сделали  для развития философии в эпоху  Возрождения и немецкие мыслители. Например, неосхоласт Меланхтон известен своей книгой «Комментарии о душе», в которой он пытался раскрыть три вида способностей души:

1) растительные;

2) животные;

3) разумные.

Деятельности  души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий относились Меланх-тоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными  способностями. Разумная душа вечна  и бессмертна.

Интересны труды  и другого немецкого ученого  – Гоклениуса. С его именем связывают  появление термина «психология», которым и была названа его  основная работа, вышедшая в 1590 г.

21. Основные тенденции развития философии и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта

 

Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI–XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона нанесли первые неотразимые удары по религиозным мифам Средневековья. Одним из крупнейших достижений следует признать открытие клеточного строения живых организмов и половой дифференциации у растений, обнаружение Гарвеем новой схемы кровообращения, описание Декартом рефлекторного механизма поведения животных, связанное с находками Галилея и Ньютона, торжество механики.

Первый набросок психологической теории, ориентированной  на геометрию и новую механику, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596–1650). Он избрал теоретическую модель организма как системы, которая работает механически. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства утверждались в общественном производстве, принцип их действия запечатлевала и далекая от этого производства научная мысль, объясняя по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом плане стало открытие Гарвеем кругов кровообращения. Сердце представляли как своего рода помпу, перекачивающую жидкость.

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"