Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы

 

Вся этическая  концепция Сократа построена  на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья  и богатства. Подлинный смысл  человеческой жизни состоит в  том, как человек все это понимает, ценит и употребляет. Главный  принцип Сократа – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, главное усилие воли и разума направлял бы на поиск истины и смысла жизни.

Психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический  характер. Человек и его душа даны от Бога. В сравнении с животными  Бог дал человеку более совершенное  строение и душевные способности. От Бога человеку даны прямохождение, освободившее ему руки и расширившее горизонт видения, язык с его способностью произносить членораздельные звуки, органы чувств с их стремлением видеть, слышать, осязать и т. д. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, навязываемые человеку извне, а понимание, представляющее чисто душевный акт, выражающийся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или метода сократической беседы Сократ видел интеллектуальное развитие человека. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными способностями, к числу которых он относил быстроту схватывания, прочность запоминания и интерес или отношение к усваиваемому знанию. В истории философии и психологии Сократ выступил как зачинатель идеалистического направления. Его идеи стали исходными в последующих системах идеалистической психологии.

В идеалистической  системе Сократа содержались  и важные, с точки зрения психологии, положения. Одно из них состоит в  переводе научного интереса с вопроса  о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека. Обращаясь к человеку, его внутреннему, духовному миру, Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять  собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами, выступающими в качестве регуляторов поступков  и поведения человека.

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла

 

Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита  о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона  о строении души, делении ее на части.

Основное положение  Платона заключается в признании  в качестве истинного бытия мира идей. Согласно Платону, нас окружает множество единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени  теряет свою красоту и на смену  им приходят другие прекрасные вещи и  явления. Общим для всего видимого, являющееся источником красоты и  образцом для всех проявлений материального  мира, названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму.

Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие – это материальный мир, созданный Богом из четырех  стихий – воды, земли, воздуха и  огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения  бытия в небытие.

Идея прекрасного  представляет лишь одну из высших идей. Самой наивысшей идеей является идея Блага. Высшая идея Блага составляет мировую душу. Поскольку же все  в мире противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа Зла. Эти  две верховные души и дают начало всему. Кроме них существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и  т. д. Мировая душа придает движение и активность Космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Платон приписывал душам активную функцию. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен  разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна и несет управляющую  функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным  пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа представлена двумя частями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа.

Люди различались  Платоном по признаку преобладания у  них той или другой части души. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование  благородной души – народам севера, а вожделеющей души – египтянам  и другим народам Востока.

8. Платоновские доказательства бессмертия души

 

Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она  может переселиться в другое тело. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства.

Первое из них  основано на том, что для осуществления  смены смерти на оживление, которое  происходит с помощью души, нужно  чтобы эти самые души существовали. В таком случае душа должна существовать, и после смерти, и до рождения тела, т. е. быть вечной и бессмертной.

Второе доказательство строится на основе теории воспоминания. Человек устанавливает сходство и различие в вещах без всякого  обучения. Знания человек приобретает  благодаря врожденной способности  души к припоминанию. Вспомнить можно  только то, что знал раньше. Для этого  душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы возможно, только если бы душа существовала до рождения. А раз  душа существует до рождения, то она  может и должна существовать и  после смерти, а стало быть, она  бессмертна.

Третье доказательство. Все составное распадается и  погибает; разрушению не подлежит только простое. С этой точки зрения, тело человека всегда есть нечто зримое, составное и потому ему свойственно  разрушаться и погибать. В противоположность  телу душа человека и идеи незримы, не составимы и не разложимы, а  поэтому они вечны. Если душа при  познании пользуется телесными органами, она сбивается с истинного  пути. Когда же она познает самостоятельно, то она ведет в божественный мир  идей. Стало быть, душа родственна божественному  и подобна ему, а значит она  вечна и бессмертна.

Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа является источником жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, но то, что привносит  жизнь, само не приемлет смерти, т. е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной.

Из приведенных  аргументов видно, что все они  направлены на обосновании независимости  души от тела. Тело человека является для  души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания – в божественных высотах, где она обретает покой  и отдых от телесных страстей и  приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать  божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений  вырождаются в души животных.

9. Учение Аристотеля о душе

 

Аристотель (384–324 гг. до н. э.)  – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе».

Мир и его  развитие понимались Аристотелем как  результат постоянного взаимопроникновения  двух начал – пассивного (материи) и активного начала (формы). Материя  – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря  форме, придающей им вследствие своей  организующей функции качественную определенность.

Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в материальном теле, его  форме, но не само вещество или тело. Она выполняет организующую деятельную функцию и не может существовать без тела, равно как и организм не может существовать без души.

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает  на его основе. В то же самое время  мышление проникает в недоступную  органам чувств сущность вещей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой  исчезает все чувственное и наглядное  и остается обобщенное и общезначимое.

Нераздельными с познавательными способностями  души являются другие ее специфические  свойства – стремления и аффективные  переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается потребностями  организма и необходимостью их удовлетворения.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью. Кровь рассматривалась  Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций. Сердце выступало  в качестве центрального органа души, головной мозг – как резервуар  для охлаждения крови.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается, во-первых, в том, что в них нашел  выражение целостный подход, при  котором душа мыслилась как нечто  единое и неделимое. Во-вторых, аристотелевская  схема строения души проникнута идеей  развития. С одной стороны, отдельные  способности души выступают как  последовательные этапы ее эволюции, а с другой – идет развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Из учения о трех основных способностях души вытекали задачи, которые  сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость, силу и здоровье; чувствующих  способностей – мужество, волю, эмоциональность; развитие разумных – ведет к формированию интеллекта.

10. Психологические взгляды стоиков

 

Школа стоиков  возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Оенека и Эпиктет.

Между древней  и поздней стоей имеются существенные различия. Объединяют же всех представителей этой школы идеи всеобщей неотвратимости событий, предопределенности.

Согласно этому  учению мировая пневма идентична  мировой душе, божественному огню, который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось  в том, чтобы жить согласно Логосу.

Все явления  Космоса связаны единством своего происхождения. Стоики полагали, что  возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал – пассивного и активного. Активной мирообразующей силой является воздухо-огненная стихия, названная  стоиками пневмой. Пассивным началом  выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую  из воды и земли. Разнообразие материального  мира есть результат многообразных  сцеплений и расщеплений пассивных  элементов под влиянием деятельности пневмы.

Весь Космос представлялся стоикам состоящим  из четырех уровней. Первым уровень  неживой природы, при котором  имеет место слабое проявление пнев-мы. На втором уровне – уровне растений – пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается  способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов. На третьем уровне –  уровне животных, пневма также проявляет  себя в чувственности, побуждениях  и инстинктах. Высшее свое выражение  пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершенных проявлениях  и есть то, что составляет человеческую душу.

Из вышеизложенного  видно, что душа человека по своей  природе материальна. В основе своей  душа едина, на части нечленима, но может  проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности  пневмы.

Всего стоиками выделялось восемь способностей души: свойственная человеку, как и всему  живому, способность к размножению  и росту, речь, пять видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в  качестве носителя высшей и ведущей  способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в  общие представления, волевые и  побудительные акты.

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"