Школьная дезадаптация и ее этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание

Целью контрольной является рассмотрение определения понятия школьной дезадаптации, выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся.

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая психология.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Второй кризисный  этап в школьной жизни - это переход из начальной школы в среднюю. Задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации родитель получит на этом этапе, тем легче ему будет помочь своему ребенку.

Можно выделить такие "плюсы", который несет  в себе переход из начальной школы  в среднюю. Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.  В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность за порогом класса и школы.

Конечно, обязательно  надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней  школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший  ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

И последний  важный этап, который проходит школьник с процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Необходимо учитывать такие особенности как, во-первых, часть детей (видимо, все же, не большая) уже определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф. Райса, этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних.

Другой особенностью старших подростков становится возврат  интереса к учебной деятельности. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами  на выбор профессионального пути.  Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

 

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации.

Теперь, ознакомившись  с признаками школьной дезадаптации, можно перейти к вопросам более  точной диагностики и взаимодействия специалистов разных специальностей.

Задачу профилактики и коррекции школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.

Профилактика  школьной дезадаптации заключается  в следующем:

В первый период (адаптация к начальной школе) чаще требуется помощь невропатолога, дефектолога, семейного психолога, игротерапевта, кинезиотерапевта (специалиста по движению). Возможно подключение специалистов детского сада для формирования преемственной передачи детей подготовительных групп.

Во второй период (адаптация к средней школе) приходится прибегать к помощи нейропсихолога, семейного психолога, арттерапевта.

В третий период (подростковый кризис) – психотерапевта, владеющего методиками индивидуальной и групповой работы с подростками, педагогов долнительного образования, арттерапевта, куратора школ «юного журналиста (биолога, химика)».

Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, имеет очень важное значение в процессе обучения и жизни ребенка.

Момент поступления  в школу должен соответствовать  не паспортному возрасту (7 лет), а  психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).

Диагностика при  поступлении ребенка в школу  должна учитывать не столько уровень  умений и знаний, сколько особенности  психики, темперамента, потенциальные  возможности каждого ребенка.

Создание в  образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра. Создавать классы компенсирующего обучения. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.

На занятиях с детьми имеющих школьную дезадаптацию используются разнообразные виды психокоррекции: игровая терапия,  арттерапия, сказкотерапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, приёмы когнитивно-поведенческой психотерапии. При школьной дезадаптации практикуется семейное консультирование с целью коррекции и оптимизации детско-родительских взаимоотношений. Коррекция и развитие внимания, памяти, восприятия, мышления ребёнка помогает ему в преодолении школьной дезадаптации.

Проблемы школьной дезадаптации помогают решать психокоррекционные занятия. 
Их результатом является:

- развитие основных  операций мышления, способствующих  успешности в школе;

- формирование  необходимых в школе учебных  навыков и умений;

- воспитание  правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их;

- формирование  правильного отношения к деятельности  других детей;

- расширение  навыков общения со сверстниками  и взрослыми;

- снятие излишнего  напряжения у детей в школьных ситуациях и устранение школьных  и сопутствующих страхов;

- повышение  уверенности в себе, нормализация  самооценки;

- выработка  адаптивных форм поведения.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться  по следующим направлениям:

- формирование навыков общения,

- гармонизация  отношений в семье,

- коррекция  некоторых личностных свойств,

- коррекция  самооценки ребенка.

Взрослый часто  выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее  влияние родителей на ребенка  заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:

- Факторы семейной  системы.

- Медико-санитарные  факторы (заболевания родителей,  наследственность и т.д.).

- Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).

- Социально-демографические  факторы (неполная, многодетная семья,  престарелые родители, повторные  браки, сводные дети).

- Социально-психологические  факторы (конфликты в семье,  педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).

- Криминальные  факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную  дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику. Поэтому гармонизация отношений в семье является достаточно действенным направлением в коррекции школьной дезадаптации.

В подростковом возрасте школьная дезадаптация связана с рядом параметров: с мотивацией в достижении, с социометрическим статусом, с типом социальной активности, уровнем уверенности в себе, со стилями родительского отношения. Эффективным условием по преодолению деструктивных последствий школьной дезадаптации в подростковом возрасте является коррекционно-развивающая программа, предусматривающая учет специфики дезадаптации в зависимости от типа личностной направленности.

В качестве перспектив можно выделить изучение взаимосвязей школьной дезадаптации с самооценкой, со стилями педагогической деятельности с целью выявления особенностей проявления и условий предотвращения возникновения школьной дезадаптации.

 

Заключение 

Подводя итог стоит отметить что устранение проблем дезадаптации осложняется тем, что зачастую врач и психолог, педагог общаются лишь через посредника, каковым является родитель. От психологической  компетентности родителей во многом зависит возможность получения ребенком необходимой и целенаправленной медицинской, психологической и педагогической помощи. Однако, как уже было отмечено, многие родители не осознают всей важности оказания медицинской помощи ребенку.

В силу различных  причин родители сознательно или  неосознанно искажают информацию, передаваемую как медицинскому учреждению (в лице врача), так и школе (в лице психолога, педагога, администрации). Умалчивая об истинной причине рекомендованной школой консультации у невропатолога, психиатра (как правило, это ярко выраженная школьная дезадаптация), родители называют лишь самые безобидные проявления нарушений состояния здоровья ребенка. Если при этом врач ограничится поверхностной диагностикой, ребенок останется без столь необходимого ему лечения.

Бывают и  такие случаи, когда родители, получая  от врача назначения на обследование и лечение, не выполняют их и скрывают от школы сам факт необходимости лечения, утверждая, что врач никакой патологии не выявил.

То, что кажется  врачу панацеей, на самом деле не дает эффекта. Так, например, почти нереально  осуществить рекомендацию о предоставлении гиперактивному ребенку возможности походить по классу, выполнить какое - поручение или просто ненадолго выйти из класса. Ведь в настоящее время в каждом классе таких детей не один и не два. Количество детей с синдромом гиперактивности может доходить до 50% и выше. Кроме того, некоторые дети с гиперактивностью при предоставлении им возможности походить по классу  ведут себя таким образом, что могут дезорганизовать не только свой класс, но и соседние.

В подростковом возрасте школьная дезадаптация чаще всего связана с нарушением общения со значимыми людьми, прежде всего со сверстниками. Особенностью школьной дезадаптации в подростковом возрасте является снижение учебной мотивации. Дезадаптированные подростки склонны к неприятию себя, других людей. У таких подростков не сформированы навыки самоконтроля. Школьная дезадаптация приобретает у подростков свою специфику в зависимости от типа личностной направленности.

Информация о работе Школьная дезадаптация и ее этапы