Этапы когнитивного и нравственного развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:25, контрольная работа

Описание

Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
Этапы когнитивного развития личности
Периодизация Жана Пиаже………………………………….2
Периодизация А. Валлона……………………………………3
Этапы нравственного развития личности
Периодизация Л. Колберга………………………………......5
Женская концепция нравственности по Гиллиган………...8
Заключение…………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

Развитие психики человека непрерывно в течении жизни.docx

— 82.39 Кб (Скачать документ)

Период геронтогенеза (старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 — у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. Роль личности в сохранении индивидуальной организации и регуляции активности в период геронтогенеза усиливается.

 

 

По данным исследований, неравномерность  и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида.

Исследование динамики когнитивных  способностей (вербальных и невербальных) у людей от 20 до 80 лет представлена на рис. 16-5 (цит. по: Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г. и др., 1999). Из графика  видно, что умственные способности (такие как словарный запас  и владение абстрактными понятиями) не снижаются до 60-летнего возраста и изменяются незначительно к 80 годам.                             

Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности  человека не только в пожилом, но и  старческом возрасте. Здесь существенную роль играет целый ряд факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая активность личности, которая способна противодействовать процессам инволюции.     

Включеность в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у пожилых инженеров — пространственные и комбинаторные способности, у бухгалтеров — скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.

Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Ф. Гизе выделяет три типа старости:

1) «старик-негативист», отрицающий  у себя какие-либо признаки  старения;

2) «старик-экстраверт», признающий  наступление старости через внешние  признаки (выросли дети, появились новые технологии, изменились взгляды, изменился круг общения и т. д.);

3) «старик-интроверт», человек для  которого характерно острое переживание  процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.

 

Женская концепция нравственности (по Гиллиган)

 

Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении  и справедливости, он оставляет без  внимания нравственность «женскую», ориентированную  больше на заботу о другом человеке и самоотречение, и низводит таким  образом большинство женщин до третьей  стадии нравственного развития.

Вынося суждение о поступке, женщина  скорее будет руководствоваться  не принципами, а представлением о  личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более  склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто  своим поведением наносит им вред,-«эгоистом» 2 . Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между  которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность.  На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить  ее собственные потребности и  обеспечить ее существование.

На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к  самоотречению. Женщина все еще  сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все  больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с  ними связи.

 Впоследствии Кольберг исключил  эту последнюю стадию, так как  критики сочли ее чрезмерно  «элитаристской» и носящей на  себе слишком явную печать  ценностей западной культуры

   Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать спор между ними из-за ребенка, предлагает разрезать его пополам.

Уровень 2: самопожертвование.  Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний  лишь после удовлетворения потребности  других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести  себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность  за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора.

На второй переходной стадии женщина  поднимается с уровня самопожертвования  на уровень самоуважения, начиная  все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она  продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение.  На этом уровне женщина понимает, что только она  сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею  семейными или социальными узами  и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Периодизация  Пиаже исключительно посвящена  когнитивному развитию, которое автор  абсолютизировал и считал основой  всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи  между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в  концепции Пиаже приходит к социуму  долгим путем, расставаясь со своим  эгоцентризмом.

Пиаже интересовал  только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и  взрослой логике мышления. Пиаже считал интеллектуальное развитие ребенка  основой других аспектов психического развития. Так, он считал, что развитие нравственности тесно связано с  когнитивными возможностями. Для того, чтобы выносить какие-то моральные  суждения, ребенок должен усвоить  правила рассуждения в мыслительном плане.

Различия между концепциями Пиаже и Баллона в основном касаются подхода к когнитивному развитию ребенка. Если Пиаже пытается понять, какими путями ребенок достигает мышления взрослого человека, то Валлон концентрирует внимание на формировании поведения и личности, рассматривая когнитивные способности лишь как один из компонентов этого процесса. Кроме того, Пиаже со столь свойственным ему биологизмом пытается пролить свет на общие законы, управляющие развитием организма в его непрерывном стремлении к равновесию,               Валлон же настаивает на сложности хода развития, обусловленной постоянным взаимодействием между индивидуумом и окружающей его социальной средой.

    Важной  социально-психологической  проблемой  является  нравственное

взросление,  в  науке  ее  иногда  называют  проблемой  морального  развития

ребенка. Опираясь на труды Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии детей,

американский  психолог  Л.  Кольберг  разработал  теорию  нравственного 

развития  ребенка,  показывающую  взаимосвязь  морального  обоснования  и 

умственного развития. В серии такого рода исследований Л. Кольберг ставил

детей  и  подростков  перед  гипотетически  моральными  дилеммами.  Уровень 

нравственного развития ребенка определяется не самим  ответом, а пониманием

того, почему был дан именно такой ответ, умением  объяснить причину своего

выбора.

     Гендерный  подход  предлагает  К.  Гиллиган,  подвергая  сомнению

валидность  теории Л. Кольберга по отношению  к женщинам. В силу того, что 

решения  женщины  основываются  скорее  на  этике  заботы,  нежели  морали

справедливости,  К.  Гиллиган  обосновывает  наличие  отличных  условий  для 

морального  развития женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общей редакцией В.Н.Дружинина – СПб.: Питер, 2001,-225-229с
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992г, 28-29с
  3. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология .Учебник. - М., Российское       педагогическое агентство. 1996, - 374 с
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полоный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с

 

 

 


Информация о работе Этапы когнитивного и нравственного развития личности