Этапы когнитивного и нравственного развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:25, контрольная работа

Описание

Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
Этапы когнитивного развития личности
Периодизация Жана Пиаже………………………………….2
Периодизация А. Валлона……………………………………3
Этапы нравственного развития личности
Периодизация Л. Колберга………………………………......5
Женская концепция нравственности по Гиллиган………...8
Заключение…………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

Развитие психики человека непрерывно в течении жизни.docx

— 82.39 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………..2                                                                               
  2. Этапы когнитивного развития личности                                 
    • Периодизация Жана Пиаже………………………………….2
    • Периодизация А. Валлона……………………………………3
  1. Этапы нравственного развития личности
    • Периодизация Л. Колберга………………………………......5
    • Женская концепция нравственности по Гиллиган………...8
  1. Заключение…………………………………………………………...10
  1. Список литературы………………………………………………….11

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Развитие  нравственности тесно связано с  когнитивным развитием. В самом  деле, для того чтобы ребенок мог  выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного  уровня в когнитивном плане. Одним  из первых начал изучать нравственное развитие Пиаже (Piaget, 1932). Позднее его  работу продолжил и углубил Кольберг (Kohlberg, 1963). Выводы последнего, однако, оспорила Кэрол Гиллиган (Gilligan, 1977), отстаивающая феминистскую точку зрения, согласно которой концепция нравственности у женщин и мужчин различна.

В процессе нравственного развития ребенок  проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при  котором любой поступок он оценивает  как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в  своих суждениях о других людях  он начинает придавать все большее  значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерения.

Этапы когнитивного развития

Жан Пиаже  исследовал когнитивное развитие, или  процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно  с одинаковой скоростью и результатами. 

1. период, от 0 до 2-ух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. Характерное поведение: познают мир только посредством своей деятельности; хватание; кусание; жевание; рассматривание.

 

2. период, от 2 до 7 лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

 
3. период, от 7 до 12 лет, называется стадией конкретных операций. Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам. Оперировать математическими понятиями, но при условии применения всех этих операций к конкретным объектам.

 

4.период, от 12 лет и позже, называется стадией формальных операций.На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

   Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он не рассматривал вопрос о связи между познанием и аффективной сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом. По мнению же А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) — стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка.

2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т. д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции.

3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые получает ребенок, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу — можно увидеть ее лицо.

4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категорий). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида.

5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его «Я».

В 3-летнем возрасте наблюдается период противопоставления, необходимый для  развития «Я» ребенка. Ребенок выделяет себя от других и сопоставляет себя с другими, что способствует развитию его когнитивных способностей и лучшей дифференциации предметов окружения.

В 4 года у ребенка происходит процесс  принятия себя, в силу чего отмечается нарциссический период, когда ребенок  стремится выставить себя в самом  выгодном свете, получить благоприятные впечатления о себе и развить положительную самооценку. Рост представлений о себе также сопровождается все более абстрактным восприятием окружающего, означающего новый когнитивный рост.

В 5 лет главным механизмом, обеспечивающим развитие, становится подражание. Этот механизм позволяет ребенку освоить  социальные роли и отношения. Однако на всем протяжении этой стадии развития мышление ребенка остается синкретичным, что не позволяет ему устанавливать  причинно-следственные связи между  явлениями и событиями.

6. Учебная стадия (от 6 до 12-14 лет) — стадия, на которой ребенок опирается более на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка.

7. Стадия полового созревания. Ребенок сосредоточен на собственном «Я». Поиск большей независимости и своей индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс вещей и явлений, что развивает абстрактное мышление и логику суждений.

Сравнение двух периодизаций развития — Пиаже и Валлона — позволяет выделить сходство и различия между ними. Сходство состоит в том, что характеристики особенностей когнитивного развития в детском возрасте тождественны. Отличие концепции Баллона от теории Пиаже определяется прежде всего тем, что Баллон рассматривает когнитивное развитие как один из аспектов психического развития ребенка, тогда как Пиаже интересует только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления.

Пиаже считает интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, по его мнению, развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того чтобы выносить какие-то моральные оценки, ребенок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Пиаже одним из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные дилеммы. Например: «Джон, помогая маме, нечаянно разбил 15 чашек, а Анри нарочно разбил одну чашку. Кто больше провинился, Джон или Анри?»

Дети 7-летнего возраста выбирают Джона, полагая, что ответственность за свое поведение основана на причиненном  ущербе. Однако дети 9 лет выбирают Анри, потому что он совершил намеренно  дурной поступок.

 

Этапы нравственного развития

Исследования  Пиаже с использованием моральных диллем продолжил Л. Колберг. Он выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми:

А. Преднравственный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы. На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.

Б. Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.

В. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется  конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят  на четвертую стадию нравственного  развития, а шестой стадии достигают  только 10% людей старше      16-летнего возраста.

Периодизация нравственного развития Л. Колберга также касается лишь одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.

Как мы видим, рассмотренные концепции  прослеживают когнитивное развитие человека до подросткового возраста, полагая, что в этом возрасте данная функция достигла уровня зрелости. Однако это не так. Интеллектуальное развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла. Это подтверждают имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии факты.

Молодость является важным этапом в  развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.

Многочисленные исследования показали, что в различные периоды жизни  человека наблюдается неравномерное развитие психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. При незначительном увеличении общего интеллекта в период от 18 до 46 лет соотношение внимания, памяти и мышления претерпевают значительные колебания.

В 26-29 лет происходит снижение функций  памяти и мышления, что может быть связано с тем, что на первый план выступают межличностные проблемы: определение жизненной позиции, создание семьи, освоение новой социальной роли в трудовом коллективе. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокий  подъем всех интеллектуальных функций, который начинает снижаться к 40 годам. На рис. 16-4 представлена динамика познавательных процессов в данном возрастном диапазоне (цит. по Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г. и др., 1999).

У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35-39 лет.

В разных науках творческие способности  достигают своего наивысшего расцвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии — до 30-34 лет; для  медицины, географии — 35-39 лет; для  многих фундаментальных научных  дисциплин, включая философию — 40-55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.

 

Б. Г. Ананьев показал, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего фактора) и образования (внешнего фактора). Становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности человека происходит до 35-летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается интеграция межфункциональных систем, тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость связей между функциями. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний и навыков затруднены. Отсюда вытекает необходимость системы непрерывного образования как условия высокой эффективности интеллектуальных функций человека.

Информация о работе Этапы когнитивного и нравственного развития личности