Эмпирическое изучение познавательных интересов младших школьников на уроках трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание

В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 1 класса и проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 1класса через уроки трудового обучения.

Работа состоит из  1 файл

Глава 2познават интерес.docx

— 17.50 Кб (Скачать документ)

Глава 2

  Эмпирическое изучение  познавательных  интересов младших  школьников на  уроках трудового  обучения

2.1. Организация исследования

          В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 1 класса и проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 1класса через уроки трудового обучения.

       Задачи:

          Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 1класса на констатирующем этапе;

           Разработать учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 1 класса.

           Обобщить результаты проведенной работы по формированию познавательного интереса учащихся 1 класса и сделать выводы.

              На основе определения ключевого понятия познавательный интерес – это потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения, имеющейся у него «жажды знаний»; мы разработали критерии, показатели, уровни. За основу взяли такие критерии: наличие интереса к учебной деятельности у учащихся 1 класса; наличие мотива, требующего заниматься этой деятельностью у учащихся 1 класса и ориентационные качества учащегося 1 класса.  

     Таким образом, данные можно использовать при проведении эксперимента.

     Для их решения используются различные  методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным анкетам и опросникам.

     Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.

     Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами  специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных  качествах личности ребенка.

       

2.2. Методика проведения  исследования

         Исследование проводилось на МОУ СОШ п. Дружба Правдинского района Калининградской области.

          В исследовании принимали участие ученики 1-го класса. Всего обследовано 10 школьников в возрасте 7-8 лет.

           Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа.

           Для диагностики были использованы следующие методики:

М.В. Матюхина «  Перечень любимых занятий» ;

А.А. Горчинская « Познавательная активность младшего школьника»;

Л.В. Байбородова «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности»;

М.Р. Гинзбурга  « Изучение учебной мотивации».

           Испытуемые призывались быть аккуратными,т.к небрежность в выполнении задания приводит к недостоверности результатов.

           Время выполнения теста не ограничено. В среднем тест занимал 10 – 15 минут.

          По прохождении теста всеми испытуемыми проверялись бланки ответов.

           В целом испытуемые отнеслись к тестированию внимательно, ответственно, серьезно. Полученные результаты были проанализированы. В итоге прошло успешно и результативно.

           Первая методика, которую мы проведем с детьми будет  методика       А. А. Горчинской « Познавательная активность младшего школьника».

           Цель методики: Оценка степени выраженности познавательного активности младших школьников.

         Материал: Бланк с пятью вопросами,  имеющими возможные варианты  ответов.

         Ход проведения: Школьнику дается  бланк стандартизированной анкеты  и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой – либо один.

         Далее мы провели методику  М.В. Матюхиной « Перечень любимых  занятий».

          Цель методики: Выявить уровень  развития интереса к содержанию  и процессу учения.

          Материал: Бланк с перечнем занятий.  Перечень представлен таким образом,  что число занятий, связанных  с содержательной стороной учебной  деятельности ( пункты 1,4,7,9,10,11), тождественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону.

          Ход проведения: Испытуемому предъявляется  бланк с перечнем занятий и  предлагается выбрать самые любимые.  Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить всякое влияние детей.

          Следующая методика Л.В. Байбородовой « Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».

          Цель методики: Выявление мотивов  поведения учащихся.

          Ход проведения: учащимся предлагается  определить, что в какой степени  привлекает их в совместной  деятельности, и оценить это в  баллах.

          Последняя методика М.Р. Гинзбурга  « Изучение учебной мотивации»

2.3. Результаты исследования  и их интерпритация. 

          В исследовании принимали участие дети в возрасте 7 – 8 лет, в количестве  10 человек. Проживающих в п. Дружба Правдинского район Калининградской области. Обследование проводилось в апреле 2011 года в МОУ СОШ п. Дружба. 
 

        

Информация о работе Эмпирическое изучение познавательных интересов младших школьников на уроках трудового обучения