Эмоциональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………….….…7
1.1. Психическая деформация личности……………………………………..….7
1.2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……...….10
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………..…..13
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания……………………………………….………………...18
Глава 2. Результаты и их обсуждение……………………………………….…22
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания ………….…22
2.2. Построение личности по методике СМОЛ…………….…………….……27
2.3 Исследование уровня тревожности на момент диагностик………………31
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования……………..………33
Рекомендации ………………………………………………………………..…..35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………..……..40

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕкурсача.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

со стороны  «вышестоящих» не соответствует  содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

А. Пайнс  установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.

Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновения  профессионального выгорания увеличивается  в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [8., с. 223]

Распределение ответственности и коллегиальность  в работе ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания. Появлению синдрома эмоционального выгорания способствует наличие ролевого конфликта и неопределённости в деятельности.

В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий  синдром эмоционального сгорания —  наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь  дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные).

Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными  дежурствами, ожидание осложнений в  состоянии больных требуют высокой  функциональной активности организма  и могут быть ква-лифицированы как  ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие.

Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащенность рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств.

Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному  риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом.

Факторы риска для работников здравоохранения:

1)наличие  лекарств или денег в лечебно-профилактическом  учреждении;

2)взаимодействие  с лицами, злоупотребляющими алкоголем,  наркотиками;

3)неукомплектованные  штаты лечебно-профилактического  учреждения;

4)изолированная  работа с пациентом во время осмотра и ухода;

5)контакт  с пациентами, которые находятся  в состоянии стресса, испытывают боль, разочарование от услуг здравоохранения;

6)продолжительное  время ожидания помощи и фрустрация  вследствие её отсутствия.

Таким образом, существует множество различных факторов, обуславливающих развитие синдрома эмоционального выгорания: особенности личности, особенности поведения в стрессовых ситуациях, процесс адаптации к рабочему месту и должностным обязанностям, организационные факторы

(высокая  производственная нагрузка, низкая  оплата труда, отсутствие профессионального роста и т. д.). К этим факторам можно отнести и психологически трудный контингент, с которым приходиться сталкиваться специалисту в процессе своей деятельности (тяжелые, умирающие больные и их родственники). 

 1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания

Развитие  синдрома эмоционального выгорания  носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе [17., с. 88]

Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. Причем «выгорающий» сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. И в заключении — полное «выгорание» специалиста. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Синдром эмоционального выгорания очень часто сопряжён с психосоматикой.

Симптомы  профессионального выгорания указывают  на характерные черты длительного  стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер [10., с. 130]

Изменения в поведении «выгорающего» специалиста: он часто смотрит на часы; откладывает встречи с клиентами; часто опаздывает (поздно приходит и рано уходит); утрачивает творческий подход к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него усиливается  сопротивление выходу на работу.

Изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.

В литературе выделяют в развитии эмоционального выгорания, последовательно сменяющие друг друга стадии, различающиеся по степени вовлечённости человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости:

1.Невротическая реакция. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта. Здесь же и раздражительность, и повышенная конфликтность, когда человек срывает собственное дурное настроение на окружающих.

2.Невротическое  развитие. Изменяется поведение  человека: меняется его отношение  к работе, вплоть до появления  отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Это сочетается с социальной отгороженностью - человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.

3.Стойкое  изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности. Всё это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения,  появлению кратковременных   эпизодов   эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).

Согласно  концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:

1.Предупреждающая  фаза - чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ  от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).

2.Снижение  уровня собственного участия  - по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект).

3.Эмоциональные  реакции - депрессия (постоянное  чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).

4.Фаза  деструктивного поведения:

- сфера  интеллекта (снижение концентрации  внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения);

-  мотивационная  сфера (отсутствие собственной  инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции);

- эмоционально-социальная  сфера (безразличие, избегание  неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привя-занность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).

5.Психосоматические  реакции - снижение иммунитета, неспособность  к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.

б. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.

Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который рассматривает пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии [17., с. 91]

Таким образом, эмоциональное выгорание проходит в несколько стадий. Сначала наблюдается притупление эмоций вследствие чрезмерного участия, затем появляется чувство усталости, которое сменяется снижением интереса к своей работе. Основными психологическими симптомами эмоционального выгорания являются: повышенная утомляемость, раздражительность, постоянное чувство вины, утрата чувства юмора, формальное выполнение профессиональных обязанностей, душевная черствость, циничность, агрессивность, склонность к перепадам настроения, депрессия. Также наблюдаются психосоматические реакции: бессонница, повышенное давление, сексуальные расстройства и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Результаты и их обсуждение.

В исследовании принимали участие 10 человек – медицинские работники….    для исследования применялись методики «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко, СМОЛ и «Диагностика уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д, Спилбергера

2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания.

Методика  направлена на выявление уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущих симптомы эмоционального выгорания у испытуемых.

Методика  «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко  состоит из опросника, включающего  в себя 84 суждения. Интерпретация  результатов тестирования проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома.

Фаза  «напряжения»:

A. Симптом  переживания психотравмирующих обстоятельств». Б. Симптом «неудовлетворенности собой».

B.  Симптом  «загнанности в клетку». Г.  Симптом «тревоги и депрессии».

Фаза  «резистенции»

Д. Симптом  «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Е. Симптом  «эмоционально-нравственной дезориентации».

Ж. Симптом  «расширения сферы экономии эмоций».

3. Симптом  «редукции профессиональных обязанностей».

Фаза  «истощения»

И. Симптом  «эмоционального дефицита».

К. Симптом  «эмоциональной отстраненности».

Информация о работе Эмоциональное выгорание