Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 17. Эмоциональное развитие в дошкол. возрасте..docx

— 45.57 Кб (Скачать документ)

 

Даша Н. (5 лет 4 мес.) сшила  рубашку для подружки, чтобы доставить  ей удовольствие, а Лена (5 лет) сшила  Даше носовой платок. И пусть рубашка  подошла лишь Леночкиной кукле. Важно, что ребенок действенно выражает свою привязанность, демонстрирует  доброжелательное отношение к сверстнику, стремится сделать приятное для  другого.

 

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

 

Зачатки чувства долга  наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш  подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение  их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную  и отрицательную сторону поступков  взрослых у малыша неустойчивы. Он может  уступить, но только под влиянием взрослого  или из симпатии и сочувствия к  кому-либо.

 

Первые более или менее  сложные проявления чувства долга  возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка  зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых  ему требований и относить их к  своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам  других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных  поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или  другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным  отношением самого ребенка к своим  и чужим поступкам. Такие чувства  он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к  людям, с которыми он находится в  непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства  неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет  чувство долга возникает у  ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению  к малышам.

 

Наиболее ярко чувство  долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок  осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения  и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение  правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

 

Приведем пример.

 

Мама забирала Максима  Д. (5 лет 9 мес.) из детского сада. Воспитатель  рассказала ей о непослушании мальчика. По дороге домой состоялся такой  диалог.

 

Мама: Максим, как же тебе не стыдно! Мне же неприятно за тебя краснеть! Почему ты плохо себя вел?!

 

Максим заплакал: Оставь меня! Зачем тебе такой сын?! Лучше  я тут замерзну! Чтобы тебе за меня не было стыдно!

 

К 7 годам чувство долга  не основано только на привязанности  и распространяется на более широкий  круг людей, с которыми ребенок непосредственно  не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

 

Развитие товарищества и  дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки  зрения моральных норм. В 5 лет у  ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости  от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет  дружба одного ребенка со многими  детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается  в игре на основе игровых интересов  и склонностей, в том числе  и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что  они вместе играют (играть и дружить  для них равнозначно). Старшие  дошкольники играют с теми, с кем  дружат на основе симпатии и уважения.

« ...Я так рад, что он мой друг!» - воскликнул Максим Д. (6 лет), когда Максим С. (6 лет 1 мес.) помог  ему найти потерявшуюся деталь от конструктора.

 

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с  широким товариществом и в  то же время возрастает избирательность  дружеских контактов.

 

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

 

«Чьи следы на дороге в  снегу?» - интересуется Даша Н. (5 лет 5 мес.) и на протяжении 30 мин рассматривает  следы. Однажды увидела, как из норки  выглянула мышь, очень удивилась, воскликнула: «Ой, мышка!» Присев на корточки, 20 мин сидела рядом с  норкой, заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисовала мышиную  норку, строила для мышки домик.

 

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

 

Приведем пример.

 

Даша Н. (5 лет 5 мес.) любит  рассматривать драгоценные камни  в музее, которые «блестят, золотые  и серебряные». С удовольствием  смотрит исторические фильмы и балет, где много красивых платьев. Считает, что красивые девушки - это «в пышных длинных платьях, золотых и серебряных, бальных, ярких, с пышными рукавами». Рассматривает на улице выставки картин, восклицая: «Ой, как красиво», предпочитает пейзажу натюрморты. Любит  розы в саду, особенно розовые, восторгается: «Ой, я их обожаю! Ой, какие нежные лепестки!» Постоянно отмечает краски в природе: «розовый закат», «сиреневый восход», любимый цвет - розовый, но определенного оттенка.

 

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама  должна быть самой красивой, а у  павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства  детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

 

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

 

- ребенок осваивает социальные  формы выражения чувств;

 

- изменяется роль эмоций  в деятельности ребенка, формируется  эмоциональное предвосхищение;

 

- чувства становятся более  осознанными, обобщенными, разумными,  произвольными, внеситуативными;

 

- формируются высшие чувства  - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

 

Под эмоциональным неблагополучием  понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими  причинами. Главной выступает неудовлетворенность  ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

 

Такое отношение взрослого  провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям  родителей, то есть является серьезным  «психологическим» барьером между  взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного  оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические  личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких  взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в  общении с другими детьми, может  приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

 

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются  в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

 

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности  ребенка, специфика его внутреннего  мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

 

Причины детских страхов  очень разнообразны. Их появление  прямо зависит от жизненного опыта  ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

 

Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться один в квартире на несколько  минут, пока мама вытрясет ковер. Как  только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать  по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!»

В 6-7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

 

В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука  с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается  в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты  и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед  сном. Поэтому время после ужина  должно проходить в атмосфере  уюта и покоя. Перед сном неуместны  шумные игры, просмотр страшных фильмов  и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают  детские страхи.

 

Неоправданно строгая  позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают  благоприятную почву для появления  страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или  телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное  ограничение движений, пренебрежение  интересами и желаниями малыша и  пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую  роль в возникновении страхов  у ребенка играет наличие страхов  у самой матери. Помня о своих  детских страхах, она непроизвольно  ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

 

Развивающееся воображение  приводит к тому, что к трем годам  появляется целая группа страхов, связанных  со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к  страхам имеется у малообщительных  детей, ограниченных в контактах. У  таких детей, кроме страхов, могут  возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей  сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

Нельзя стыдить ребенка  за переживаемый страх. Ведь страх и  стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

 

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны  большинству дошкольников, часто  переходят в навязчивые формы, близкие  к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих  компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко  появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые  приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти  ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские  вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату.

 

Литература

 

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте