Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 17. Эмоциональное развитие в дошкол. возрасте..docx

— 45.57 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 17. 'Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

 

Эмоции - особый класс психических  процессов и состояний, который  составляет переживаемые в различной  форме отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма  отражения действительности. Если в  познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений  для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят  личностный характер. Они связаны  с потребностями и выступают  показателем того, как происходит их удовлетворение.

 

Отличительной характеристикой  чувств является их полярность как  простейшее переживание удовольствия-неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т. д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме), в интонациях речи.

 

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо  выраженный предметный характер, так  как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве

 

Первые эмоции ребенок  испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в  крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..JI. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

 

После 3-й недели жизни  у ребенка возникает первая социальная реакция - улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные  эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения  в отношении взрослого. В четырехмесячном  возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос  матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или  быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем  самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

 

Выразительные эмоциональные  реакции, с помощью которых ребенок  сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное  средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

 

На первом году жизни эмоциональные  реакции малыша на взрослого развиваются  в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции - улыбки - они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

 

Таким образом, переживание  положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных  со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями.

 

Во втором полугодии жизни  младенец в связи с развитием  ситуативно-деловой формы общения  адресует взрослому и отрицательные  эмоции - обиду, неудовольствие, гнев. И  в то же время он начинает различать  положительные и отрицательные  оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого  года жизни дети очень чувствительны  к эмоциональному отношению и  вниманию взрослых к себе. В атмосфере  чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные  проявления полны, разнообразны, переживания  глубоки. Частые запреты, сухость и  эмоциональная бедность общения  приводят к замкнутости, угрюмости  и плаксивости младенца. Дети реагируют  на эмоциональные состояния, переживания  близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время  эмоции малыша очень неустойчивы, его  настроение быстро меняется. Улыбка переходит  в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.

 

Симпатия - это основа для  развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности  и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает  в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые  ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она  проявляется в выразительных  движениях: ребенок улыбается, тянется  к взрослому, подпрыгивает. К концу  первого года жизни ребенок проявляет  простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому  человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит  подражание. Оно носит характер заражения  эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется  круг объектов, которые вызывают положительные  переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш  по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

 

Эмоциональные состояния, возникающие  при выполнении действий, служат показателем  активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать  с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные  эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные  эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о  том, что действие ребенок полностью  усвоил. Такое самочувствие дает возможность  сосредоточенно, на спокойном эмоциональном  фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет  действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку.

 

Овладение манипуляциями  с предметами приводит к тому, что  во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному  взрослому. Чтобы правильно выполнять  действие, ребенок должен научиться  правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

 

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает  появление к концу первого  года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии  нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические  потребности. Ориентировочный рефлекс  «что такое?» преобразуется в  познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о  зарождении высшей духовной потребности - познавательной.

 

Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

 

- основу развития эмоций  составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

 

- социально обусловленные  формы эмоциональных переживаний  формируются в процессе общения  младенца со взрослыми;

 

- в ситуативно-личностном  общении у ребенка возникает  радость от доброжелательного  внимания к себе, недовольство  отсутствием общения;

 

- в ситуативно-деловом  общении у малыша проявляются  удовольствие от совместных манипуляций,  радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании,  неудачном действии;

 

- складываются предпосылки  высших чувств - любви и симпатии  к близким, познавательных чувств.

§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве

 

Эмоциональные переживания  ребенка раннего возраста сохраняют  ряд особенностей, характерных для  младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает  сильное влияние на все поведение  малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

 

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и  эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

 

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

 

В то же время в возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения  в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с  выделением предметов как постоянно  существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений  о них возникают чувства, связанные  с теми объектами, которые малыш  не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш  вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются  границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается  круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается  самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны  подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.

Эмоции детей второго  года жизни тесно связаны с  предметной деятельностью, ее успешностью  или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте