Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 17. Эмоциональное развитие в дошкол. возрасте..docx

— 45.57 Кб (Скачать документ)

 

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.

 

Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже  связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности  человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

 

К концу второго года жизни  малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные  не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е. Гаспарова). Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

 

Малыш (около 2 лет) бурно  реагирует на казалось бы незначительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кричит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него представляет важность именно правильное выполнение действия.

 

К 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи  предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш  и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать  себе платье. Сюжетные переживания  говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного  предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный  отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

В раннем возрасте развиваются  высшие чувства, предпосылки которых  сложились в младенчестве.

 

К 3 годам отчетливо проявляются  эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок  учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

 

Максим Д. с 2 лет с удовольствием  слушает классическую музыку, но ему  не нравится, как поет мама. Стоит  ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» - и настаивает на том, чтобы  она замолчала.

 

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который  обращает внимание на эстетически привлекательные  объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту  в окружающем и привлекает взрослого  к своим переживаниям, делится  ими.

 

На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у  младенца, в раннем детстве возникает  элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.

 

Зарождаются новые чувства  в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится  узурпировать внимание взрослого и  протестует, когда оно делится  между детьми или оказывается  другому ребенку.

 

Так, желание вернуть себе максимальное внимание взрослых побудило Лену А. (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску  и заявила взрослым: «Дайте мне  бутылочку с соской. Налейте чаю. Я буду сосать».

 

В то же время при систематическом  побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство  симпатии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает преддошкольнику понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

 

Освоение преддошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.

 

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала  само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет  оценочного значения. Оно приобретает  такое значение, когда взрослый подкрепляет  его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит  «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться  в дополнительном подкреплении, и  ребенок уже определенным образом  реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции  поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.

 

Зарождение эмоциональной  реакции на похвалу создает условия  для развития самолюбия и чувства  гордости (Р.Х. Шакуров). Сначала переживания  гордости неустойчивы и возникают  лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие  малыша, что говорит о возникновении  первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.

Под влиянием воздействия  на малыша положительной и отрицательной  оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства  гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит  формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

 

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте: - эмоциональные  переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают  мотивами поведения;

 

- происходит дальнейшая  социализация эмоций, поскольку  переживания связаны с результатами  человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

 

- развиваются высшие чувства,  среди которых особое место  занимают симпатия, сочувствие, чувство  гордости и стыда;

 

- включение слова в  эмоциональные процессы перестраивает  их протекание и в совокупности  с установлением связи между  чувством и представлением создает  предпосылки для их регуляции.

§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

 

Эмоциональное развитие дошкольника  связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

 

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей  деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь  от привлекательной игры. Именно в  дошкольном возрасте ребенок осваивает  высшие формы экспрессии - выражение  чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной  стороны, развитие эмоций обусловлено  появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное  предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

 

Изменения в эмоциональной  сфере связаны с развитием  не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение  речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они  становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо  удается. Старший дошкольник в известной  степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью  слова.

 

Приведем пример.

 

Взрослый смазывает Максиму  Д. (5 лет 10 мес.) царапину йодом. Мальчик  отворачивается, морщится и плотно сжимает губы. Взрослый: Максим, тебе больно? Максим: Мужчины не плачут !

 

Подчеркнем, что дошкольники  с трудом сдерживают эмоции, связанные  с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать  импульсивно.

 

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

 

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с  близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил  мощный фундамент для становления  нравственных чувств.

 

Если в раннем детстве  ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных  отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами  поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания  теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких  переживаний обобщается в форме  нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая  игра. Ролевые действия и взаимоотношения  помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к  передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять  переживания других.

 

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного  для окружающих, возникают новые  эмоциональные переживания: радость  от общего успеха, сочувствие усилиям  товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

 

На основе знакомства детей  с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное  отношение к труду дошкольники  переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

 

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции  ребенка. В условиях острого личного  соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

 

Пассивное наблюдение за деятельностью  сверстника вызывает у дошкольника  двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам  другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

 

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых  же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех  или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее  заметны.

 

Наиболее яркие положительные  эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным  литературным героем, активно ему  сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Симпатия у дошкольника  становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

 

Так, Лена А. (6 лет) встает в  угол радом с братом, которого наказали, и объясняет маме: «Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду». В другой ситуации, когда мама в магазине предложила купить мороженое, девочка сказала: «И Саше. Если Саше не купишь, то и мне  не надо».

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте