Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:54, реферат

Описание

Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие"

Содержание

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ 11
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА 23
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Бакулина.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно  выделить три стадии:

•   на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

•    на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

•    на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает

состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым  контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить  сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.

К числу  приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Однако  самое важное условие преодоления отрицательных аффектов -моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект  может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия  в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.

Волевая регуляция поведения человека может  проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает  лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем  схему различительных признаков  физиологического и патологического  аффектов:

Физиологический аффект Патологический  аффект
1. Высшая интенсивность  возбуждения 1. Сверхинтенсивность  перевозбуждения
2. Соответствие вызвавшей  причине 2. Несоответствие вызвавшей  причине
3. Значительная дезорганизация  сознания ("сужение"  сознания") 3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение
4. Несдержанность в  действиях 4. Полная потеря  способности отдавать  отчет в своих  действиях
5. Несвязанность ассоциативных  идей, доминирование  одного представления 5. Бессвязное хаотическое  сочетание идей
6. Сохранение отдельных воспоминаний 6. Амнезия
 

 Аффективные состояния могут  проявляться в  различных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция  на опасность, выражающаяся в резком изменении  жизнедеятельности  организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Многие  из врожденных страхов сохраняются  и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве  случаев страх вызывает сильный  симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха).

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов  длительного труда, унижение достоинства  и т. п. - вызывают те же физиологические  симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в  аффект, - ужас.

Ужас  сопровождается резкой дезорганизацией  сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством  адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная буря").

В состоянии  ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его  оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой  с реальной опасностью.

Эмоция  страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Страх - пассивно-оборонительная реакция  на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

В состоянии  гнева человек предрасположен к  мгновенному, часто импульсивному  действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Гнев  сопровождается угрожающей мимикой, позой  нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация  часто связана с агрессивным  поведением, направленным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости  потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что  человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫСШИЕ  ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если  низшие, ситуативные эмоции связаны  с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые  компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические  чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая  деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам  достижения. В процессе антропогенеза  у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Особенно  эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные  чувства - эмоциональное  отношение личности к своему поведению  и поведению других людей в зависимости  от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Совокупность  выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью.

Нравственные  чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они  могут подстраивать под себя и доводы разума.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить  нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность  не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести  и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Информация о работе Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности