Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
Изучение целей, задач и принципов экзистенциального подхода.
Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
Проведение эмпирического исследования.
Исследование зависимости страха смерти от возраста и пола.

Содержание

Введение ………………………………………………….………………………3
1.Экзистенциальный подход в психологическом консультировании…5
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого…………………………………………………………………….5
1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация потери близкого как объект психологического консультирования.
2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
2.2.Виды утраты……………………………………………………………22
2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование наличия зависимости страха смерти от возраста и пола……………………………………..………………………………………..33
3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
3.2.Обработка и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………………….34
3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературных источников……………………………………………..42
Приложение………………

Работа состоит из  1 файл

1 курсовая.docx

— 97.14 Кб (Скачать документ)

    Предполагалось, что выявится совершенно противоположная  зависимость: с увеличением возраста страх смерти возрастает. Так как  пожилым людям остается все меньше времени, а молодые, в силу известных причин, еще не задумываются и не боятся смерти. Но, как выяснилось, пожилые люди легко и открыто говорят о смерти, о своей готовности к ее приходу, отсутствует страх конца и смерть, в какой-то мере, воспринимается как избавление от жизненных тягот. Две самые пожилые женщины выборки (78 и 85 лет)  с широкой улыбкой и веселой искоркой в глазах в ответ на вопрос сказали: «А что ее бояться-то, у нас уж и готово все».

    Осмысленность жизни и удовлетворенность ею с возрастом несколько понижается. С возрастом у человека происходит переосмысление ключевых моментов жизни, изменяется отношение к ним, более значимыми становятся другие аспекты бытия, нежели в более молодом возрасте. Можно предположить, что детерминирующим фактором в этом случае является как общее число жизненных событий, так и события негативного и позитивного характера и их соотношение. Наличие именно этого фактора, скорее всего, и обуславливает самовосприятие и понимание своего жизнебытия. В этом аспекте, из выборки особо интересны несколько человек.                                                    Катя, 22года.

    
возраст      (лет) смысл жизни (56,32,8 ) удовлет-ворен ность (42,24,6 ) способ- ность управ- лять (21,12,3) страх смерти (1,4,7) суицидальные           мотивы (1,4,7) значи мость жизни (7,4,1) сумма баллов (140,80,   20)
22 48 11 21 3 3 7 93

Смысл жизни, ее значимость и способность к управлению жизнью она оценивает максимально (48,7,21 - соответственно), а удовлетворенность жизнью самая низкая из всей выборки(11). Она считает, что в жизни почти все зависит от самого человека и есть свобода выбора, у нее есть цели и планы в жизни, часть которых уже реализовано. И при этом ее жизнь скучна, пуста, рутинна и однообразна. Свою способность найти смысл и миссию в жизни она оценивает не высоко(3) и скорее предпочла бы не родиться(2). В итоге – парадокс. Можно предположить, что у Кати есть какая-то цель или желание, которое не реализовано, это очень омрачает ее теперешнее бытие, что в жизни у нее острый дефицит интересных и волнующих событий и она действительно проживает скучную жизнь. Несмотря на то, что она согласна с тем, что человек сам волен строить свою жизнь по-своему усмотрению, она, скорее всего ничего не предпринимает для изменения ситуации и низко оценивает свою способность к этому. Думаю, что в описанном случае важную роль в жизнеустройстве Кати  играют родители и их уклад жизни, образование и социальный статус семьи.                                 

 Мария, 56 лет.

    
возраст      (лет) смысл жизни (56,32,8 ) удовлет-ворен ность (42,24,6 ) способ- ность управ- лять (21,12,3) страх смерти (1,4,7) суицидальные           мотивы (1,4,7) значи мость жизни (7,4,1) сумма баллов (140,80,   20)
56 26 13 14 3 3 2 61

У Марии из всей выборки самый низкий суммарный бал (61) по тесту «Жизненной цели» и почти самая низкая (после Кати) жизненная удовлетворенность. Осмысленность и значимость жизни низкие (26 и 2), страх смерти выше нормы. С одной стороны мы получили то, что выявило исследование. С другой стороны, в жизни - это красивая женщина, выглядит моложе своих лет, имеет двоих детей – мальчика и девочку (многие люди мечтают об этом), работающая и востребованная на работе пенсионерка, разведена. На первый взгляд достаточно оснований для высокой удовлетворенности жизнью, но ответы на вопросы теста показали, что жизнь Марии скучна и наполнена усталостью, мало значит для нее, она не понимает зачем живет и обнаружила отсутствие цели и миссии в жизни. Могу предположить, что причина такого негативного отношения к своей жизни, находится в изначальном отсутствии жизненных целей и планов, которые заданными стараниями и усилиями претворялись в жизнь, а также некоторой инфантильностью и нежеланием что-то менять. Человек просто плывет по течению и ничего не решает в своем существовании.

Александр, 54 года.

    
возраст      (лет) смысл жизни (56,32,8 ) удовлет-ворен ность (42,24,6 ) способ- ность управ- лять (21,12,3) страх смерти (1,4,7) суицидальные           мотивы (1,4,7) значи мость жизни (7,4,1) сумма баллов (140,80,   20)
54м 28 22 9 7 1 2 69

У Александра единственного из всей выборки максимальные суицидальные мотивы. По его мнению происходящее в жизни человека мало зависит от самого человека и полностью  ограничено наследственностью и  средой. В ответ на вопрос он процитировал Булгакова: «…как может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок ..., но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день». Объяснить такое убеждение образованного и мудрого человека могу тем, что Александр недавно пережил утрату близкого человека -  5 лет назад погибла в аварии жена, взрослая дочь проживает отдельно и собирается замуж. Александр после 20 лет благополучного брака и счастливой семейной жизни сталкивается с полным одиночеством в повседневности.

Олег, 23 года.

    
возраст      (лет) смысл жизни (56,32,8 ) удовлет-ворен ность (42,24,6 ) способ- ность управ- лять (21,12,3) страх смерти (1,4,7) суицидальные           мотивы (1,4,7) значи мость жизни (7,4,1) сумма баллов (140,80,   20)
23м 54 33 16 5 7 6 121

Олег  показал почти самый высокий  суммарный балл по методике и приближенные к максимуму баллы по всем пунктам, кроме страха смерти и суицидальных мотивов. Интерпретация  результатов тестирования Олега, по-моему мнению может быть следующая: Олег – молод, умен, хорош собой,  является перспективным младшим научным сотрудником института и, самое главное, – недавно женился на любимой девушке. Являет собой образец совершенно счастливого человека. Ввиду всего перечисленного страх смерти у него не большой, жизнь осмыслена, заполнена, значима и запланирована.

 

    В таблице 3 представлены обработанные количественно  результаты тестирования мужчин и женщин.

Таблица 3.

    
   пол     

  (М, Ж)    

смысл жизни (56,32,8) удовлет-ворен ность (42,24,6) способ- ность управ- лять (21,12,3) страх смерти (1,4,7) суицидальные           мотивы (1,4,7) значи мость жизни (7,4,1) сумма баллов (140,80,   20)
     М   38,00    26.63     14,90     4,36      4,54     4,09     92,54
     Ж   41,38    24,30     16,53     4,23      4,84     4,46     94,69
 

Как мы видим из таблицы 3, предполагаемая нами зависимость страха смерти от пола, практически отсутствует. Различия баллов в пункте «страх смерти» у мужчин и женщин невелики (на 0,13 балла ) – сложно расценивать это как корреляцию. Смысл жизни, способность управлять жизнью и общая сумма баллов по тесту у женщин несколько выше. У мужчин выше удовлетворенность жизнью. Считаю, что наличие этих разностей связано с тем, что женщине ежедневно приходится продумывать и решать множество бытовых вопросов и проблем, связанных с домом и семьей,  планировать завтрашний день, строить отношения с любимым мужчиной. Вследствие этой особенности проживания жизни женщиной и вытекает, что у нее несколько выше осмысленность и управляемость своего бытия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Выводы.

    Целью данного исследования было выявить наличие или отсутствие зависимости степени страха смерти человека от его возраста и пола человека. В ходе работы удалось обнаружить зависимость указанной экзистенциальной категории только от возраста. В случае с гендерным признаком различия в степени страха смерти у мужчин и женщин были столь несущественны, что назвать это зависимостью вряд ли возможно.

    Что касается возраста, были получены  результаты, количественно проанализированные, которые     говорят о присутствии некоторой корреляции между страхом смерти и возрастом человека – с увеличением возраста страх перед смертью понижается.

    Результаты  данного исследования на мой взгляд можно считать крайне относительными, т.к. в ходе работы стало очевидным, что ответы людей на вопросы детерминированы многими факторами и их сочетанием, которые в данной методике не учитываются. К таким факторам относятся:

    1) Психо-эмоциональное состояние человека на момент тестирования (спустя несколько дней после теста некоторые люди говорили, что сегодня

они ответили бы по-другому, т.к. тогда у них было плохое настроение);

        2) Форма проведения тестирования (задавались вопросы исследователем  или человек самостоятельно заполнял  выданную ему анкету);

       3) Личностные характеристики людей;

       4) Образование и социальный статус  человека;

       5) Семейное положение;

       6) Событийная наполненность жизни  тестируемого, а также соотношение  негативных и позитивных событий;

      7) Наличие недавно произошедшего важного события;

      8) Стремление некоторых людей  к средней оценке своего ответа (несмотря на инструкцию и заверения,  пожилых людей интересовало правильно  или неправильно они ответили). 

 

                                         Заключение.

Целью нашей курсовой работы было изучение и анализ возможностей экзистенциального    подхода в консультировании   потери  близких людей. Для достижения поставленной цели была изучена и проанализирована литература по теме, а именно: цели, задачи и принципы экзистенциальной психологии; основные понятия и принципы психологического консультирования; консультирование людей в состоянии горя при потере близкого человека. Было изучено и проанализировано психологическое состояние человека, при переживании им потери близкого. Было проведено эмпирическое исследование с целью обнаружения зависимости степени страха смерти от пола и возраста, в котором мы использовали методику «Тест жизненной цели».

    В заключение можно сказать, что не представляется возможным консультирование случаев потери близкого человека иначе, чем с помощью экзистенциального психологического подхода. Придерживаясь принципов экзистенциальной психологии, консультант наиболее полно может понять, что чувствует и переживает горюющий человек, а значит сможет оказать клиенту адекватную помощь, объяснить горюющему его состояние и не допустить того, чтобы человек замкнулся в себе и остался один на один со своей бедой, что чревато психическими и соматическими недугами.

    В эмпирической части нам удалось обнаружить некую корреляцию между уровнем страха смерти и возрастом человека, а также детерминирующие  факторы для таких экзистенциальных категорий как, осмысленность и удовлетворенность жизнью, способность управлять своим бытием и страх смерти. 

 
 

    «Тот факт, что наши жизни детерминированы силами обстоятельств – только одна сторона правды; другая состоит в том, что мы определяем эти силы,  так же как и нашу судьбу» -                                              Мэй Ролло.

                     Список использованной литературы.

Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей