Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 56.83 Кб (Скачать документ)

                                            Введение.                                   

 

В современном мире, при  высочайших вершинах, достигнутых наукой и   техническим прогрессом, физическое и психическое здоровье человека  практически  постоянно подвергается  опасности. Где бы мы не находились – дома, на работе, в гостях, на даче  и  даже  на природе, - мы окружены разнообразными  техническими  устройствами и приспособлениями, облегчающими наше физическое  бытствование  и несущие угрозу  нашей жизни и психологическому  самочувствованию. 

Человек  все  больше  имеет дело с техникой  и  общается  с электроникой, чем с другим  человеком. Ведь так легко набрать  на компьютере сообщение и отправить  его нескольким людям одновременно… Наблюдается  острый дефицит  живого человеческого общения  и  сопереживающего  понимания.  Человеку  нужен  человек.  В каком бы состоянии ни находился человек: счастья  или  горя, радости или печали, ничто не заменит ему  внимание, сочувствие, звук голоса  и выражение глаз другого человека…

В современном мироустройстве, со всеми его техногенными катастрофами   и  природными  аномалиями, как  никогда, повышается актуальность и  востребованность  работы психолога-консультанта.  Люди  все чаще нуждаются в профессиональной  помощи психолога,  в том понимании,  неосуждении  и принятии, которое дает  знание  человеческой  психологии  и экзистенции.  И особенно необходима эта помощь в ситуации утраты одним человеком другого -  близкого и родного ему человека.

Наиболее приемлемым методом  в психологическом  консультирования  случаев потери близкого,  является  экзистенциальный  подход.   В отечественной психологии это относительно новое направление.  На сегодняшний день больше развито изучение разных составляющих человеческой личности -  психические процессы, темперамент, эмоции, характер, состояния, мотивации и т.д., уникальность  и целостность человеческого бытия часто не учитывается.

В Европе, США и Канаде  экзистенциальный подход уже несколько  десятилетий  эффективно   применяется  в психологическом консультировании.  Основными  представителями  зарубежной экзистенциальной психологии  являются  Виктор Франкл(Австрия), Эмми ван Дорцен(Англия), Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь,Ирвин Ялом, Пол Вонг(США), Людвиг Бинсвангер(Швейцария), Римас Кочюнас(Литва) и др.    

Для России экзистенциальный подход  не явился  инородным и  совершенно новым направлением. История  страны, русские традиции и культура, искусство  и  православие  - все  это  несет в себе базовые принципы экзистенциализма – смысл жизни, одиночество, любовь, смерть и бессмертие. Отечественные философы и  великие  писатели  – Ф.М.Достоевский,  Л.Н.Толстой,  А.П.Чехов  и М.А.Булгаков  до сих пор оказывают влияние  на умы  ведущих представителей   психологии. В России экзистенциальным направлением психологии занимаются  В.Н.Дружинин, Н.В.Клюева,  Д.А.Леонтьев и др.

Цель работы:  Изучение  возможностей экзистенциального        подхода  в консультировании случаев потери близких людей.

Задачи  работы: 

    1. Изучение  литературы по теме.
    2. Знакомство с основными понятиями и принципами психологического  консультирования.
    3. Изучение целей,  задач и принципов экзистенциального подхода.
    4. Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
    5. Проведение эмпирического исследования.
    6. Исследование  зависимости    страха смерти от  возраста и пола.

 

              1.Экзистенциальный  подход   в   психологическом

                                       консультировании.             

 

1.1.Фундаментальные  категории экзистенциального подхода  и природа человеческого.  

Исторически экзистенциальная психология берет свое начало от экзистенциальной философии.  Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Человек в экзистенциальной психологии определяется не системой механизмов, а тем, как он создает свое существование в мире. [1] 

Под экзистенциальным анализом понимается  антропологический тип  научного исследования, то есть такой  тип, который направлен на изучение сущности человеческого бытия. Бытие-в-мире всегда подразумевает существование в мире вместе с такими же, как я, существами, то есть сосуществование. Экзистенциальный подход имеет дело с психологическими категориями – «смысл», «одиночество» «опыт», «тревога», «свобода», «изоляция», «смерть» и так далее, – но он интересуется пониманием этих аспектов человеческой жизни на более глубоком уровне, который П.Тиллих  назвал  онтологической реальностью. Экзистенциальный подход не представляет собой движения назад к кабинетным спекуляциям, но является попыткой понять человеческое поведение и опыт с помощью основополагающих структур, – структур, лежащих в основе нашей науки и нашего представления о человеке. [11]

Сущность человека Спинозы, человека Бутлера, человека Канта и всякого человека как такового есть не что иное, как стремление, усилие, направленное на то, чтобы продолжать быть человеком, не умирая. Фантазии, иллюзии и видения помогают человеку выжить, точнее прожить отрезок времени до отведенного ему случаем и генетикой срока. Экзистенциальная психология – наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Однако лишь сознание позволяет человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на гамлетовский вопрос: "Быть или не быть". Ясно и выразительно пишет об этом Эрих Фромм: "Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он – часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя  и является  ее   частью.  Он  связан  кровными  узами и в  то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить".[ 6] И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию "гармонии" с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальше. [6]

Экзистенциальная терапия  является формой динамической психотерапии. Психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования»  подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. К базовым относятся четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.

Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность – смерть. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.  Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.

Третья конечная данность – изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Четвертая конечная данность существования – бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Таким образом, понятие «экзистенциальной  психодинамики» относится к названным четырем данностям – четырем конечным факторам, а также к порожденным каждой из них осознаваемым и неосознаваемым страхам и мотивам. Динамический экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально изменяет содержание.  Прежняя формула:

 «Влечение»-----«Тревога»------«Защитный механизм»,

заменена следующей:

«Сознавание конечной данности»----«Тревога»----«Защитный механизм». Фундаментальное различие между этими двумя динамическими подходами состоит в том, что формула Фрейда начинается с «импульса», в то время как экзистенциальная формула – с сознавания и страха.

С экзистенциальной точки  зрения, глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко  размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Это значит размышлять не о том, каким образом мы стали  такими, каковы мы есть, а о том, что  мы есть. Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель», «волнение». Психолог-консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха, а экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Каждый человек на определенном этапе жизни погружается в мрачные раздумья и вступает в некоторый контакт с конечными данностями жизни. [17] 

    Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих постулатов [17] :  1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2.Человеческое бытие развертывается  в контексте человеческих отношений  (иначе говоря, человек не может  быть объяснен своими частичными  функциями, в которых не принимается  в расчет межличностный опыт).

3.Человек сознает себя (и не может быть понят психологией,  не учитывающей его непрерывное,  многоуровневое самосознавание).

4.Человек имеет выбор  (человек не является пассивным  наблюдателем процесса своего  существования: он творит свой  собственный опыт).

5.Человек интенциален  (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). [5]

Хайдеггер считал, что имеются  два фундаментальных модуса существования  в мире: 1) состояние забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия. Обычно люди пребывают в первом модусе. Забвение бытия это повседневный способ существования. Хайдеггер называет его «неподлинным» – в нем мы не сознаем себя творцами собственной жизни и мира, мы «спасаемся бегством», «попадаем в ловушку» и становимся успокоенными; мы избегаем выбора, будучи  унесены в «никтовость». [17]

В последнее время многие психологи все больше осознают, что  в понимании человека и его  природы существуют серьезные пробелы. Исследователи признают, что при  всей основательности и строгости  представлений современной российской  психологии,  многообразии ее методического  инструментария, все еще остается ограниченность психологических знаний во многих областях практики. До сих  пор в большей степени развит естественно-научный (позитивистский) взгляд на человека, направленный на исследование отдельных сторон существования личности (психические процессы, состояния личности, мотивационные тенденции и др.). При таком подходе уникальность бытия человека в расчет не берется, природа его существования упрощается и не наделяется авторством.

Смысловое измерение также  чрезвычайно важно для экзистенциальной психологии. Смысл - это то, что помогает понимать и расшифровывать происходящее, а “материал для расшифровки” человек находит в других жизненных данностях. Эмми ван Дорцен определяет экзистенциальные измерения следующим образом:   

-Физическое - Umwelt - описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам.

-Социальное - Mitwelt - описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек следует изученной, культурной манере.

-Психологическое (личное) - Eigenwelt - описывает личный мир человека с его психологическим измерением, мир личного и личностного опыта.

-Духовное (надличное) - Uberwelt - описывает идеальный мир с его духовным измерением, мир верований и стремлений, где человек обращается к ценностям, находящимся вне его самого, и осмысливает свое существование. [5]

Р. Кочюнас выделяет следующие экзистенциальные факторы – данности человеческого существования: 1)чувство бытия; 2)свобода, её ограниченность и ответственность за неё; 3)конечность человека или переживание Ничто; 4)экзистенциальная тревога;  5)экзистенциальная вина; 6)существование во времени; 7)смысл и бессмысленность. [5]

Несмотря на то, что у  каждого человека свой набор уникальных личных задач, смыслов и опыта, все  это часто включает в себя окружающих людей, и именно Другой может способствовать открытию человеком своих задач и целей жизни, или быть включенным в выполнение этих задач.

 

 

 

 

 

1.2.  Цели, задачи  и принципы экзистенциального  подхода. 

Хайдеггер открыл новый горизонт понимания, дал новый импульс  научному исследованию человеческого  существования и его особым модусам  бытия. Вместо расщепления бытия на субъекта (человека, личность) и объекта (вещь, окружающую среду) теперь у нас есть единство существования и "мира",  единство человека и мира не зависит ни от какого "рационального метода", но зависит от единства дорационального мира, мира переживаний, первоисточника разных ориентации вопросов, которые служат направлениям для различных наук и различных психологических подходов. Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности. В психологии и психиатрии этот термин означает установку, особый подход к человеческому бытию, а не специальную школу или группу. Это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Это не система терапии, а установка по отношению к терапии; не набор новых техник, а интерес к пониманию структуры человеческого бытия и его переживаний, который должен предшествовать всем техникам. [11]

Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей