Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 56.83 Кб (Скачать документ)

Экзистенциальная психология –  наука о разнообразии и типологии  человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно – уникальны их жизненные пути. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального. Это наука о непохожести человеческих судеб. Психологи до сих пор пытались изменить человеческую жизнь, между тем как задача состоит в том, чтобы ее объяснить. Зная причины и воздействуя на них, можно изменить и следствия. Объектом экзистенциальной психологии всегда был и будет уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В этом еще один парадокс науки об индивидуальной жизни. В уникальной судьбе индивида мы должны разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни. [6]

Клиент предъявляет невероятно сложную картину симптомов, в  то время как первичные проблемы глубоко погребены под многослойной коркой, созданной вытеснением, отрицанием, смещением и символизацией. Установление первичных конфликтов требует использования различных источников информации, глубокой рефлексии, сновидений, ночных кошмаров, вспышек глубинного переживания и инсайта, психотических высказываний и исследования детей. Метод глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.

Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации  и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель»,  «волнение».  Консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Каждый человек воспринимает стресс человеческой ситуации в высшей степени индивидуально. Подход психолога к клиенту должен быть феноменологическим, то есть он должен входить в мир переживаний клиента и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, искажающих понимание. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Сколь бы тщательно мы ни анализировали составные части психики, разделяя ее, например, на сознательное и бессознательное, на Супер-Эго, Эго и Ид, – мы не постигнем саму жизненную единицу, личность с этим бессознательным (или Супер-Эго, или Ид, или Эго). Изучение составных частей никогда не приводит к смыслу, поскольку он не является причинно обусловленным, а порожден личностью, превосходящей все свои компоненты.

Ролло Мэй коснулся ее, когда определил экзистенциализм как «стремление понять человека на уровне тех глубин, где уже нет раскола между субъектом и объектом. Экзистенциальный взгляд смотрит «сквозь» субъект-объектное расщепление и глубже него; он видит человека не как субъекта, который при определенных условиях может воспринимать внешнюю реальность, но как сознание, участвующее в построении реальности. Человек – существо слишком сложное и наделенное слишком многими возможностями. [17]

Значительное место в  философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор»  личностью одной из бесчисленных возможностей. Человек постигает  своё сущее в течение всей жизни  и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может  объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Экзистенциальная психология имеет  в своей основе методологическую базу экзистенциальной философии. Однако если философия занималась феноменологическим описанием переживаний, то психология пыталась  исследовать психические  процессы, лежащие в основе этих переживаний: жизни и смерти, одиночества  и единства, свободы и ответственности, абсурда и смысла, и т.д. Экзистенциальная психология определяет себя как способ проникнуть на глубокие уровни человеческого  опыта. Экзистенциальное мировоззрение  имеет в своей основе следующие  утверждения:

  1. Рассмотрение всех  видов активности в контексте  динамического взаимодействия с  миром, бытия-В-мире.

  1. Включение конкретных событий и процессов в общий смысловой контекст личностного опыта.
  2. Принятие неопределенности, непредсказуемости и изменчивости жизни.
  3. Самодетерминация, основанная на развитии рефлексивного сознания.
  4. Экзистенциальная психология и консультирование представляет собой исследование и порождение всевозможных способов конфигурации существования. 

Экзистенциальная психология не противостоит другим психологическим  школам, так как она не предлагает альтернативных техник, а стремится  дать анализ структуры человеческого  бытия, чтобы понять реалии, лежащие  в основе кризисных ситуаций человека. Именно такой подход позволяет концентрировать  внимание не только и не столько  на отдельных элементах психической  жизни, а рассматривать человека как, прежде всего, особое явление мироздания, с присущими только ему духовными  и мыслительными качествами, не отрицая  при этом знания, накопленные в  других научных подходах. На передний план здесь выходит именно то, как каждый конкретный человек распоряжается имеющимися у него как природными, так и социальными возможностями и как подходит к неизбежным ограничениям. Именно этот подход позволяет рассматривать человека в смысловом измерении. Цель экзистенциального консультирования – помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное, делать выбор и принимать решения.

В данном подходе отсутствует  какая-либо система способов помощи, методик и техник. Главным считается  мировоззрение, экзистенциальное мышление консультанта. Тем не менее, для того, чтобы клиент мог лучше понять свою жизнь и себя в ситуации консультирования, возможно использование богатого арсенала современной психологической и  психотерапевтической практики. [5]

         Психолог-консультант должен увеличить  у клиента ощущение определенности  и контроля, способствовать принятию  клиентом факта неопределенности  жизни и увеличить способность  к осознанию возможности влиять  на жизнь. Назвать нечто определенным  именем, определить его место  в цепочке причинно-следственных  связей – значит начать чувствовать  его контролируемым. Даже в сфере  нашей базовой экзистенциальной ситуации понимание рождает ощущение силы: как это ни парадоксально, но любой из нас начинает меньше чувствовать свою ничтожность, свою беспомощность, свое одиночество, когда приходит к пониманию факта нашей фундаментальной беспомощности и одиночества перед лицом космического безразличия. [17]

 

1.3. Категория смерти  в экзистенциальном подходе.

       Всему  на свете приходит конец –  это одна из наиболее самоочевидных  жизненных истин, так же как  и то, что мы боимся этого конца и, тем не менее, должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким «подземным гулом», словно дремлющий вулкан. Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания.

Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение.

Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое  развитие, на то, в чем и как  мы теряем уверенность и силу. Биологическая  граница между жизнью и смертью  относительно четка, но психологически они переходят друг в друга. Смерть – это факт жизни, что смерть –  неотъемлемая часть жизни, и, постоянно  принимая ее в расчет, мы обогащаем  жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его.

Научиться хорошо жить – это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить. Сенека сказал: «Только тот человек воистину наслаждается жизнью, кто согласен и готов оставить ее». Ту же мысль выразил св. Августин: «Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек». Смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью. Когда смерть отрицается, жизнь суживается.

Фрейд полагал, что скоротечность  жизни увеличивает нашу радость  от нее. «Ограничение возможности наслаждаться повышает ценность наслаждения». [17] Отрицание  смерти на любом уровне есть отрицание  собственной природы, ведущее  к  все  большему сужению поля сознания и опыта. Она увеличивает наше удовольствие от проживания своей жизни. Подтверждением тому служат свидетельства людей, переживших личную встречу со смертью.    Конфронтация со смертью: шанс личностного изменения. В некоторых величайших литературных произведениях отображено позитивное влияние на индивида близкой встречи со смертью. Великолепной иллюстрацией стимула к радикальному личностному изменению, который дает смерть, служит «Война и мир» Толстого и его главный герой Пьер. В рассказе Толстого «Смерть Ивана Ильича» выражены сходные мысли. В реальности этот феномен наблюдается очень часто.

 Сознание смерти обостряет  чувство жизни и радикально  меняет взгляд на нее; оно  дает нам толчок к переходу  из модуса существования, основанного  на отвлечениях, успокоениях и  мелких тревогах, в более подлинный. Истории людей, у которых после конфронтации со смертью произошли значительные личностные изменения, несут недвусмысленное и важное сообщение для психотерапии.

Смерть – первичный  источник тревоги и, тем самым, имеет  фундаментальное значение как причина  психопатологии.  Как базисный источник тревоги, смерть наполняет наш внутренний опыт, и мы защищаемся от нее посредством  ряда личностных динамик. Дезадаптивные защиты от тревоги смерти порождают огромный спектр особенностей, симптомов и черт характера, которые мы называем «психопатологическими». Мысль о смерти вызывает у человека лишь легкий дискомфорт, и в то же время он переживает смещенную тревогу, в которой мало что указывает на ее подлинный источник. Есть определенные положительные корреляции высокой тревоги смерти с депрессией, ранней потерей значимого другого, слабой либо отсутствующей религиозностью и выбором профессии. В других исследованиях, предметом которых являются более глубокие пласты психики, показано, что значительная доля тревоги смерти находится вне сознания. По мере движения от сознательных переживаний к бессознательным тревога смерти возрастает;  страх смерти подстерегает  нас в наших сновидениях. Люди престарелого возраста больше боятся смерти, если они психологически незрелы или мало вовлечены в жизненную активность; наконец, тревога смерти, как сознательная, так и бессознательная, связана с невротизмом.

 Ужас смерти является  настолько сильным и всеобъемлющим,  что на отрицание смерти расходуется  значительная доля нашей жизненной  энергии. Преодоление смерти –  фундаментальный мотив человеческих  переживаний, начиная от глубоко  личностных внутренних событий,  защит, мотиваций, снов и кошмаров  вплоть до самых массовых макросоциальных  феноменов.  Можно ли  быть более  точными? Чего именно мы боимся  в смерти? Список распространенных  страхов, связанных со смертью,  если их расположить в порядке  уменьшения частоты, выглядит  так:

-Моя смерть причинит  горе моим родным и друзьям.

-Всем моим планам и  начинаниям придет конец.

-Процесс умирания может  быть мучительным.

        -Я  уже не смогу ничего ощущать.

-Я уже не смогу заботиться  о тех, кто зависит от меня.

-Я боюсь того, что со  мной будет, если окажется, что  есть жизнь после смерти.

-Я боюсь того, что будет  с моим телом после смерти.

Консультант редко сталкивается с тревогой смерти во всей полноте, поскольку она модифицируется стандартными защитами (такими как вытеснение, смещение, рационализация), а также некоторыми другими. Психолог, при желании,  всегда может отыскать экзистенциальную тревогу у клиента, в жизни которого происходит значимое событие, особенно если оно необратимо. Нередко психологи-консультанты обнаруживают, что естественные напоминания о присутствии смерти при всем их обилии недостаточно мощны, чтобы преодолеть постоянно активное отрицание клиента. Поэтому многие психологи  искали наглядные пути приведения клиентов к встрече с фактом смерти. В прошлом умышленные и неумышленные напоминания о смерти были распространены намного больше, чем теперь. В келье средневекового монаха обыкновенно помещался человеческий череп – для напоминания о мимолетности жизни. «Экзистенциальная шоковая» терапия предлагает  написать эпитафию или некролог самому себе.  Теория тревоги, основанная на сознавании смерти, обеспечивает психолога точкой рассмотрения, объяснительной системой, которая может значительно повысить его эффективность даже в тех случаях, когда тревога смерти не присутствует явным образом: вместо того, чтобы бояться смерти, или «ничто», я стал тревожиться о «чем-то».  Всегда, когда наша тревога  оказывается  привязана к конкретному объекту или ситуации, нам становится лучше.

Отрицание смерти – имеет  два базовых механизма: веру в  личную уникальность и веру в конечного  спасителя. Эти защиты формируются  рано и оказывают огромное влияние  на структуру характера. Для психотерапии реальность смерти значима в двух отношениях. Сознавание смерти может работать как «пограничная ситуация» и радикальным образом изменить взгляд на жизнь; кроме того, смерть является базовым источником тревоги. «Пограничная ситуация» это событие, некий чрезвычайный опыт, приводящий человека к конфронтации с его экзистенциальной «ситуацией» в мире. Конфронтация с личной смертью («моей смертью») – это ни с чем несравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение стиля и характера жизни индивида в мире.

Сознавание смерти выводит нас из поглощенности тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу. Оптимистическая истина, что осознание смерти создает богатый потенциал для решения жизненных проблем. Многие больные раком говорят о том, что стали жить более полно в настоящем. Они уже не откладывают жизнь на будущее. Они стали понимать, что по-настоящему жить возможно только в настоящем; настоящее нельзя оставить позади – оно всегда держится вровень с нами. Когда мы оглядываемся назад на свою жизнь – даже в самый последний момент, – мы находимся здесь, проживаем жизнь, живем. Настоящее, а не будущее, есть вечное время. Невротик уничтожает настоящее, пытаясь найти прошлое в будущем. Смерть напоминает нам, что существование не может быть отложено и что еще есть время для жизни. Если вам посчастливилось встретиться со своей смертью и ощутить жизнь как «возможность возможности» (Кьеркегор), и узнать смерть как «невозможность дальнейшей возможности» (Хайдеггер), – то вы осознаете, что, пока живы, вы обладаете возможностью – можете изменить свою жизнь до того, как наступит конец. Стоики  говорили: «Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить».[17]

Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей