Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 56.83 Кб (Скачать документ)

Согласно идее экзистенциального  подхода - смерть является частью жизни  с  самого  ее  начала.

 

 

 

 

 

 

 

     2.  Ситуация потери близких людей  как объект         

             психологического консультирования.

 

2.1. Переживание  потери близкого с точки зрения  экзистенциального   подхода.

      Невнимание  к концепции смерти имеет далеко  идущие последствия  для психологических  исследований. Одним из примеров  может служить тема утраты  и горя. Психологическая адаптация  после утраты близкого в подробнейших  деталях изучалась многими исследователями,  однако никто из них не учитывал, что речь идет не только  о «потере объекта», но и об  угрозе потери себя  самого. Такие  слова своих испытуемых [17]: «Я  чувствую себя словно человек,  идущий по краю ямы, дно которой  теряется во тьме», а также  их высказывания о том, что  мир для них стал ненадежным  и потенциально опасным местом, или что жизнь кажется им теперь бесцельной и бессмысленной, или что они чувствуют злобу, но эта злоба никуда не направлена. Не вызывает сомнения, что глубинный анализ любой из реакций, выраженных в этих высказываниях, привел бы психолога-исследователя к важным выводам о значении потери как переживания, которое может способствовать встрече человека с его собственной смертью.

Смерть человека из близкого окружения всегда может вызвать  у пациента возрастание сознавания смерти. Горе имеет много компонентов – собственно утрата, амбивалентность и чувство вины, крушение жизненного плана. И все они должны тщательно прорабатываться в консультировании.  Смерть другого человека  приближает нас к встрече с собственной смертью, и этот аспект работы горя обычно упускается. Некоторые люди в результате личной трагедии  и интимнейшего осознания собственной смерти через смерть близкого,  достигают большого личностного изменения и роста.

Потеря родителя заставляет нас соприкоснуться с нашей собственной  уязвимостью: если наши родители не смогли спасти себя, то кто спасет нас? Если родителей нет – уже никого нет между нами и могилой. Это  мы стали теперь барьером между нашими детьми и смертью.

Потеря значимого другого (иногда доминантного другого) усиливает  наше сознание того факта, что как  бы мы ни старались пройти через  этот мир рука об руку с кем-то, все равно остается базовое одиночество, с которым мы должны мириться. Никто не в силах умереть своей смертью с кем-то или для кого-то.

Потеря сына или дочери – самая тяжелая и горькая  утрата. Мы одновременно оплакиваем свое дитя и себя самих. В такой момент мы чувствуем, что жизнь нанесла  нам удары сразу со всех сторон. Родители вначале проклинают вселенскую несправедливость, но вскоре начинают понимать: то, что казалось им несправедливостью, на самом деле – космическое безразличие. Они также получают свидетельство  ограниченности своей власти: никогда  прежде у них не было большей мотивации  к действию и в то же время они  беспомощны, они не могут уберечь  беззащитного ребенка. Как за днем следует  ночь, так за этим уроком следует  другой горький урок: и мы сами, в  свою очередь, не будем защищены.

Ричард Гарднер эмпирически исследовал родительскую утрату, систематически интервьюируя и тестируя большую выборку родителей, дети которых страдали смертельной болезнью. Он подтвердил, что многие родители испытывали значительное чувство вины; однако, по его данным, вина в четыре раза чаще является попыткой родителя смягчить свою экзистенциальную тревогу. Потеря ребенка заключает в себе еще одно зловещее послание для родителей. Она сигнализирует о крушении их основного предприятия по достижению бессмертия: их не будут помнить, их семя не укоренится в будущем. [17]

В случае потери близкого,  человек одновременно сталкивается лицом  к лицу  с  конечными  данностями  своего существования: смерть, несвобода выбора, одиночество  и  всеобъемлющая    бессмысленность. И  помимо невыносимой  боли  утраты  приходит еще  и  колоссальная  базовая      экзистенциальная  тревога  своего  бытия-в-этом-мире.  

2.2.  Виды  утраты.

     Любая потеря близкого, независимо от характера потери – это больно, это нестерпимая боль, которую невозможно описать словами, ее может понять только тот, кто сам пережил потерю. Кажется в мгновение обрушился весь мир, земля уходит из-под ног…

          Разные утраты переживаются с  разной степенью интенсивности.  Наиболее сильное, глубокое переживание  горя возникает вследствие  невозвратной  потери  любимого человека.  Но  не только смерть вызывает  у людей переживания утраты. Утрата  может быть временной (разлука)  или постоянной (смерть), реальной  или воображаемой, физической или  психологической.  К  утратам   можно отнести:                                                    

- утрата привлекательных  качеств в самом себе, потеря  молодости, самоуважения,  утрата  прежнего состояния;                                                         

-    потери,  которыми  сопровождаются  процессы  роста   и  старения;                    

-   потеря  материальных  ценностей (машины,  крова,  сбережений) - это тоже утрата  -  и эмоционально  развивается  так же;                                     

-   потеря социального  статуса  (понижение в должности,  потеря работы - это    утрата  уверенности ,  достатка) ;          

        -  аборт,  выкидыш (это двойная  потеря  -  потеря малыша  и  потеря надежд и мечтаний о  том, что мог бы привнести   ребенок  в  жизнь ),  увечья ;

-  развод  -  та же  смерть, но умирает не человек,  а брак, к которой присоединяется  потеря близкого человека с которым делил радости и горе  какое-то время;

-  невозможность  что-то  сделать  (например уехать к родным  или родить  ребенка)  тоже  может переживаться  как утрата.

При любом виде утраты, человек  переживает одни и те же стадии горя или реакции на утрату, будь то разбитая машина или умерший родственник.

 

2.3.  Стадии  горя   и  переживание   потери  близкого.

     Любимая  ушла к  другому.., муж, после многих лет совместной жизни, сказал, что любит другую и уходит к ней.., в теракте погибает сестра, дочь, мать.., в автокатастрофе погибает муж, отец…, близкий человек неожиданно насовсем уезжает в другой город, страну, на другой континент.., разводятся родители, и ребенок чувствует, что теряет одного из них…

Горе  – это психологическая  реакция человека на утрату, это  нормальное ответное чувство на потерю близкого человека. Психологические  причины горя - в привязанности  к людям, предметам, идеям  и  ощущение потери «ценного и любимого». Горе  имеет чрезвычайно важное значение  для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему "сжиться" с утратой, адаптироваться к ней. В каком-то смысле горе предоставляет возможность отдать последний долг навсегда ушедшему любимому человеку. Переживание горя — это всегда стресс, и оно побуждает человека к восстановлению личностной автономии. [Изард] Преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, гнева, вины и стыда. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, — довольно сложный и длительный процесс (горевание может длиться от двух месяцев до двух лет в норме и 4- 5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей). [10] После смерти близкого человека важные жизненные связи не прерываются. Смерть – это навсегда, и поэтому горе тоже останется с человеком навсегда, но со временем поменяется  его форма.   Какой бы ни была утрата, она переживается по одной схеме: вначале шок и оцепенение, затем – отрицание, следующая стадия – злость и агрессия, затем – стадия острого горя и депрессии, затем – принятие.

Реальность потери осознается человеком не сразу. Сначала горюющий человек может онеметь. Наступает  стадия шока, в состоянии которого горюющий  все делает механически, передвигается медленно, будто в  полусне,  забывает какие-то детали, задает неуместные вопросы, ему не вспомнить, какое сегодня число, как зовут  соседа, с которым общались несколько  лет. [12]

В первые часы шок от  утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными. Происходит осознание, что человек ушел, его больше никогда не будет.  Реакция отрицания потери может доходить до тяжелых психотических форм. Пример отрицания - мумификация - сохраняется комната, вещи в том виде, как это было при умершем. Либо человек может отрицать значимость происшедшего. Например: Мы были не настолько близки. Он был не очень хорошим отцом. Я о нем не скучаю. Другая форма отрицания: это отрицание необратимости происшедшего. Например, люди обращаются к гадалкам, спиритам, чтобы воссоединиться с умершим родственником или супругом после развода. Люди, склонные к отрицаниям, составляют группу риска в отношении развития патологических реакций. (9)

В стадии агрессиии  человек может испытывать гнев, обвиняя усопшего за то, что тот навсегда покинул его, за утрату эмоционально значимых отношений, за срыв  задуманных планов и желаний, за резкое изменение жизненного стереотипа, крушение надежд и ожиданий. Он может начать обвинять себя в смерти близкого, даже если  не в силах был ее предотвратить. Может быть негодование на врачей и медсестер за якобы недостаточный уход, или — на родственников и друзей, которые что-то не так делают,  не то говорят. Кто-то  негодует на умершего за то, что тот запустил собственное здоровье, не обратился вовремя к врачу, плохо лечился.  Скорбящий гнев может быть обращен практически на любого человека. Горюющий злится от осознания собственной беспомощности и бессилия.  Если отношения с умершим были конфликтными, а противоречия остались неразрешенными, то человек начинает терзаться чувством вины и стыда. Горе от  потери супруга тем сильнее, чем хуже были отношения при жизни: воспоминания об упущенных возможностях, чувство вины за причиненные обиды, злость за потерянные годы…

Одновременность переживания  всех перечисленных эмоций: печали, стыда, вины, гнева (особенно гнева, направленного  на самого себя),  приводят к депрессии. А затем возникает вопрос «Как же я теперь?». Происходит постепенное  осознание всех изменений жизни, произошедших в силу утраты, осознание  потребностей, фрустрированных вследствие утраты и завершение внезапно оборванных отношений. [12]

Психологу-консультанту стоит знать  типичные, так называемые нормальные проявления горя и симптомы патологические, аномальные. Если с первыми нужно  и можно работать в консультативном  ключе, то вторые требуют медицинской  помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой, а  в худшем случае и психиатрической  помощи. К типичным симптомам горя обычно относятся следующие проявления: нарушение сна, потеря(приобретение) веса, раздражительность, сложности с концентрацией внимания, потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д., подавленность, апатия и отчуждение, плач, самобичевание, суицидальные мысли, соматические симптомы, чувство усталости, применение медикаментов — снотворных и (или) успокоительных, галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия.

Нетипичные, патологические симптомы включают: затянувшееся переживание  горя (несколько лет), задержка реакции  на смерть близкого (нет выражения  страданий в течение 2 и более  недель), сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, проявление болезней психосоматического характера — таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма; нередко бывает ослабление чувствительности и ипохондрия(развитие симптомов, от которых страдал умерший), сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты; неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах; не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть, полное изменение стиля жизни, устойчивая нехватка инициативы или побуждений, неподвижность, неспособность эмоционально чувствовать; резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени; возможное вынашивание суицидальных планов, изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая уединенность, разговоры о суициде, воссоединении с умершим, желание со всем покончить. [10]

Обычно требуется много времени, чтобы пережить свое горе, гораздо  больше, чем все этого ожидают. Надо пережить потерю и двигаться  дальше; Когда человеку позволяется  как можно быстрее пройти все  этапы, исцеление происходит значительно  быстрее (например, в американских больницах  отводятся специальные помещения, где люди, потерявшие близких, могут  поплакать, покричать, открыто выразить свое горе и скорбь). Нужно и важно  горевать и постепенно перейти к новой форме отношений с умершим (возможно, это будут внутренние разговоры с ним, воспоминания). [12]

Очень важно, чтобы все чувства  потерявшего были выражены: слезы  выплаканы, агрессия - выпущена наружу (хотя бы в спортзале, личных дневниках). Если потерявший зажимает чувства, горевание в себе, это грозит трансформацией чувств и уход в подсознание, и, затем на телесный уровень - болезни, недомогания, боли, длительные депрессивные состояния, сопровождающиеся болями в теле. [10]

Реакция утраты считается  завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и  ощущать себя как личность без  того, что он утратил.

Пройдет время, будет окончательно принят факт смерти, жизнь возьмет  свое и человек будет готов  не только расстаться с прошлым, но и встретить будущее. И это  будущее – не простое продолжение  старого, а что-то совершенно иное. Это  новое может существовать вместе с памятью о прошедших годах  и  окрашивать прошлое и будущее  в разные тона. [12]

2.4.  Методы  консультационной  работы  при   потере  близких.

При оказании психологической помощи человеку, переживающему потерю близкого,  консультанту необходима мудрость и  понимание того, о чем говорить или не говорить, что делать обязательно, а чего не стоит делать ни в коем случае. Часто страдающий просто не понимает, что  происходит  с ним  и  вокруг него. В это время  важно помочь человеку осознать случившееся,  помочь внутреннему процессу адаптации, помочь именно пережить горе и боль, а не избегать или отрицать их. Специалист должен в какой-то степени  объяснить психологию горя — подчас уже это помогает уменьшить страдание,   страх  и  напряжение.

Не только человек, утративший своего близкого испытывает тяжелые чувства, но зачастую и его окружающим необходимо быть мудрыми и терпимыми, понимающими и принимающими. Быть радом с горюющим человеком непросто. Каждый человек переносит страдания своим собственным уникальным образом и нуждается в поддержке, понимании и в том, чтобы "разделить" свои чувства с близкими людьми. Мы живем в мире, в котором не принято говорить о смерти и тот, кто «в трауре», будет подсознательно ощущать себя неуютно при попытке поделиться горем и  практически никогда сам  за помощью не обращается. Важно чтобы другой человек сделал шаг навстречу и предложил помощь.   Поэтому  консультативная помощь  при  утрате близкого состоит  из двух аспектов: помощь  самому  горюющему  и консультации  (рекомендации)  окружающим  его  людям. 

Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей