Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
Изучение целей, задач и принципов экзистенциального подхода.
Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
Проведение эмпирического исследования.
Исследование зависимости страха смерти от возраста и пола.

Содержание

Введение ………………………………………………….………………………3
1.Экзистенциальный подход в психологическом консультировании…5
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого…………………………………………………………………….5
1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация потери близкого как объект психологического консультирования.
2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
2.2.Виды утраты……………………………………………………………22
2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование наличия зависимости страха смерти от возраста и пола……………………………………..………………………………………..33
3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
3.2.Обработка и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………………….34
3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературных источников……………………………………………..42
Приложение………………

Работа состоит из  1 файл

1 курсовая.docx

— 97.14 Кб (Скачать документ)

 «Влечение»-----«Тревога»------«Защитный механизм»,

заменена следующей:

«Сознавание конечной данности»----«Тревога»----«Защитный механизм». Фундаментальное различие между этими двумя динамическими подходами состоит в том, что формула Фрейда начинается с «импульса», в то время как экзистенциальная формула – с сознавания и страха.

    С экзистенциальной точки зрения, глубоко  исследовать не значит исследовать  прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о  своей экзистенциальной ситуации. Это  значит размышлять не о том, каким  образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть. Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель», «волнение». Психолог-консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха, а экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Каждый человек на определенном этапе жизни погружается в мрачные раздумья и вступает в некоторый контакт с конечными данностями жизни. [17] 

    Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих постулатов [17] :  1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

    2.Человеческое  бытие развертывается в контексте  человеческих отношений (иначе  говоря, человек не может быть  объяснен своими частичными функциями,  в которых не принимается в  расчет межличностный опыт).

    3.Человек  сознает себя (и не может быть  понят психологией, не учитывающей  его непрерывное, многоуровневое  самосознавание).

    4.Человек  имеет выбор (человек не является  пассивным наблюдателем процесса  своего существования: он творит  свой собственный опыт).

    5.Человек  интенциален  (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). [5]

    Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных  модуса существования в мире: 1) состояние  забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия. Обычно люди пребывают в первом модусе. Забвение бытия это повседневный способ существования. Хайдеггер называет его «неподлинным» – в нем  мы не сознаем себя творцами собственной  жизни и мира, мы «спасаемся бегством», «попадаем в ловушку» и становимся успокоенными; мы избегаем выбора, будучи  унесены в «никтовость». [17]

    В последнее время многие психологи  все больше осознают, что в понимании  человека и его природы существуют серьезные пробелы. Исследователи  признают, что при всей основательности  и строгости представлений современной  российской  психологии,  многообразии ее методического инструментария, все  еще остается ограниченность психологических  знаний во многих областях практики. До сих пор в большей степени  развит естественно-научный (позитивистский) взгляд на человека, направленный на исследование отдельных сторон существования  личности (психические процессы, состояния  личности, мотивационные тенденции  и др.). При таком подходе уникальность бытия человека в расчет не берется, природа его существования упрощается и не наделяется авторством.

    Смысловое измерение также чрезвычайно  важно для экзистенциальной психологии. Смысл - это то, что помогает понимать и расшифровывать происходящее, а “материал для расшифровки” человек находит в других жизненных данностях. Эмми ван Дорцен определяет экзистенциальные измерения следующим образом:   

    -Физическое - Umwelt - описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам.

    -Социальное - Mitwelt - описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек следует изученной, культурной манере.

    -Психологическое (личное) - Eigenwelt - описывает личный мир человека с его психологическим измерением, мир личного и личностного опыта.

    -Духовное (надличное) - Uberwelt - описывает идеальный мир с его духовным измерением, мир верований и стремлений, где человек обращается к ценностям, находящимся вне его самого, и осмысливает свое существование. [5]

    Р. Кочюнас выделяет следующие экзистенциальные факторы – данности человеческого существования: 1)чувство бытия; 2)свобода, её ограниченность и ответственность за неё; 3)конечность человека или переживание Ничто; 4)экзистенциальная тревога;  5)экзистенциальная вина; 6)существование во времени; 7)смысл и бессмысленность. [5]

    Несмотря  на то, что у каждого человека свой набор уникальных личных задач, смыслов и опыта, все это часто  включает в себя окружающих людей, и  именно Другой может способствовать открытию человеком своих задач  и целей жизни, или быть включенным в выполнение этих задач.

 
 
 
 
 

1.2.  Цели, задачи и  принципы экзистенциального  подхода

    Хайдеггер открыл новый горизонт понимания, дал  новый импульс научному исследованию человеческого существования и  его особым модусам бытия. Вместо расщепления бытия на субъекта (человека, личность) и объекта (вещь, окружающую среду) теперь у нас есть единство существования и "мира", единство человека и мира не зависит ни от какого "рационального метода", но зависит от единства дорационального мира, мира переживаний, первоисточника разных ориентации вопросов, которые служат направлениям для различных наук и различных психологических подходов. Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности. В психологии и психиатрии этот термин означает установку, особый подход к человеческому бытию, а не специальную школу или группу. Это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Это не система терапии, а установка по отношению к терапии; не набор новых техник, а интерес к пониманию структуры человеческого бытия и его переживаний, который должен предшествовать всем техникам. [11]

    Экзистенциальная  психология – наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно  – уникальны их жизненные пути. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального. Это наука о непохожести человеческих судеб. Психологи до сих пор пытались изменить человеческую жизнь, между тем как задача состоит в том, чтобы ее объяснить. Зная причины и воздействуя на них, можно изменить и следствия. Объектом экзистенциальной психологии всегда был и будет уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В этом еще один парадокс науки об индивидуальной жизни. В уникальной судьбе индивида мы должны разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни. [6]

    Клиент предъявляет невероятно сложную картину симптомов, в то время как первичные проблемы глубоко погребены под многослойной коркой, созданной вытеснением, отрицанием, смещением и символизацией. Установление первичных конфликтов требует использования различных источников информации, глубокой рефлексии, сновидений, ночных кошмаров, вспышек глубинного переживания и инсайта, психотических высказываний и исследования детей. Метод глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.

    Экзистенциальный  подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель»,  «волнение».  Консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Каждый человек воспринимает стресс человеческой ситуации в высшей степени индивидуально. Подход психолога  к  клиенту должен быть феноменологическим, то есть он должен входить в мир переживаний клиента и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, искажающих понимание. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Сколь бы тщательно мы ни анализировали составные части психики, разделяя ее, например, на сознательное и бессознательное, на Супер-Эго, Эго и Ид, – мы не постигнем саму жизненную единицу, личность с этим бессознательным (или Супер-Эго, или Ид, или Эго). Изучение составных частей никогда не приводит к смыслу, поскольку он не является причинно обусловленным, а порожден личностью, превосходящей все свои компоненты.

    Ролло Мэй коснулся ее, когда определил экзистенциализм как «стремление понять человека на уровне тех глубин, где уже нет раскола между субъектом и объектом. Экзистенциальный взгляд смотрит «сквозь» субъект-объектное расщепление и глубже него; он видит человека не как субъекта, который при определенных условиях может воспринимать внешнюю реальность, но как сознание, участвующее в построении реальности. Человек – существо слишком сложное и наделенное слишком многими возможностями. [17]

    Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как  «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Человек постигает  своё сущее в течение всей жизни  и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может  объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Экзистенциальная психология имеет  в своей основе методологическую базу экзистенциальной философии. Однако если философия занималась феноменологическим описанием переживаний, то психология пыталась  исследовать психические процессы, лежащие в основе этих переживаний: жизни и смерти, одиночества и единства, свободы и ответственности, абсурда и смысла, и т.д. Экзистенциальная психология определяет себя как способ проникнуть на глубокие уровни человеческого опыта. Экзистенциальное мировоззрение имеет в своей основе следующие утверждения:

      1. Рассмотрение всех видов активности в контексте динамического взаимодействия с миром, бытия-В-мире.

  1. Включение конкретных событий и процессов в общий смысловой контекст личностного опыта.
  2. Принятие неопределенности, непредсказуемости и изменчивости жизни.
  3. Самодетерминация, основанная на развитии рефлексивного сознания.
  4. Экзистенциальная психология и консультирование представляет собой исследование и порождение всевозможных способов конфигурации существования. 

    Экзистенциальная психология не противостоит другим психологическим школам, так как она не предлагает альтернативных техник, а стремится дать анализ структуры человеческого бытия, чтобы понять реалии, лежащие в основе кризисных ситуаций человека. Именно такой подход позволяет концентрировать внимание не только и не столько на отдельных элементах психической жизни, а рассматривать человека как, прежде всего, особое явление мироздания, с присущими только ему духовными и мыслительными качествами, не отрицая при этом знания, накопленные в других научных подходах. На передний план здесь выходит именно то, как каждый конкретный человек распоряжается имеющимися у него как природными, так и социальными возможностями и как подходит к неизбежным ограничениям. Именно этот подход позволяет рассматривать человека в смысловом измерении. Цель экзистенциального консультирования – помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное, делать выбор и принимать решения.

    В данном подходе отсутствует какая-либо система способов помощи, методик  и техник. Главным считается мировоззрение, экзистенциальное мышление консультанта. Тем не менее, для того, чтобы клиент мог лучше понять свою жизнь и себя в ситуации консультирования, возможно использование богатого арсенала современной психологической и психотерапевтической практики. [5]

         Психолог-консультант должен увеличить у клиента ощущение определенности и контроля, способствовать принятию клиентом факта неопределенности жизни и увеличить способность к осознанию возможности влиять на жизнь. Назвать нечто определенным именем, определить его место в цепочке причинно-следственных связей – значит начать чувствовать его контролируемым. Даже в сфере нашей базовой экзистенциальной ситуации понимание рождает ощущение силы: как это ни парадоксально, но любой из нас начинает меньше чувствовать свою ничтожность, свою беспомощность, свое одиночество, когда приходит к пониманию факта нашей фундаментальной беспомощности и одиночества перед лицом космического безразличия. [17]

Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей