Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.
Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:
Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7

1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8
1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17

§ 2. Психологические особенности современной женщины руководителя...20

2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин………………………….…22
2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23
2. 3. Стиль и качество женского руководства……………………………..27


Глава II. Экспериментально-психологическое исследование
личностных характеристик женщин руководителей ……….……32

§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32

§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35

2. 1. Изучение личностных характеристик
при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35

2. 2. Изучение способов реагирования женщин
руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38

2. 3. Изучение личностных характеристик женщин
руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40


Заключение………………………………………………………………………...44


Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - психологические особенности личности женщин руководителей.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время  отмечается, что люди с традиционной половой типизацией оказываются  дезадаптированными, не отвечая в  должной мере требованиям, которые  предъявляет жизнь. Так, данные исследований женщин, избравших традиционно мужскую специальность, подтверждают, что женщины с ярко выраженными характеристиками женственности демонстрируют более высокую тревожность и неудовлетворенность своим выбором, чем женщины той же профессии, но с более выраженными чертами маскулинности.

Существует еще одна проблема, с которой сталкивается любая работающая женщина, и в  гораздо большей степени женщина-руководитель. Это межролевое взаимодействие женщины – совмещение ею трех социальных ролей: жены, матери и профессионала.

Учитывая опыт развитых зарубежных стран, можно систематизировать  и показать основную проблематику в  карьере деловой женщины, имеющую  значение и для наших условий. Женщины обычно придерживаются правила «работать старательно, и твое усердие будет когда-нибудь замечено».

Для женщины характерна большая дифференциация, однако реализация более высоких – по пирамиде А. Маслоу – мотивов им менее доступна, и поэтому у них быстро наступает разочарование. У деловых женщин, которые в силу своих личностных качеств в состоянии отвоевать себе право на реализацию своих потребностей, это может привести к осознанию ими своей значимости и успешности. Они могут на равных с мужчинами поспорить в удовлетворении главной потребности – по А. Маслоу – самоактуализации личности [32]

Попробуем все же обобщить психологические  черты, которые  характеризуют  современную  женщину.

Прежде  всего, это  глубокое  осознание  равноправия, равенства  своих  возможностей   и  способностей  к  участию  во  всех  сферах  жизни  общества.

Другой  важной  чертой  является   признание  необходимости  сочетания  различных  социальных  ролей - не  только  активной  участницы  трудовой   и  общественной  жизни, но  и  «хозяйки дома», матери. Женщины избирают  различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на  одинаковую  их  значимость. Конкретный  выбор жизненного  пути женщина делает сама в соответствии со своими  личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого  выбора сильно зависят от  того, какую экономическую  и  моральную  поддержку  окажет  ей  государство  и  общество  на  каждом  из  избранных  ею  путей.

Однако никакая, даже самая прогрессивная, социальная  практика не может отменить психологические трудности, которые возникают при «двойной» занятости женщины на  работе  и дома.

Равноправное  положение  женщины  в  обществе  существенно   изменяет  традиционные представления  о таких чертах, как мужественность и  женственность. Женщине  теперь  в  большей  мере  присущи  такие образцы  поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и  способность принимать решения, отстаивать своё  мнение, независимость [6, с. 143].

Ученые   М. Хенинг  и  А. Жарден в своих исследованиях охарактеризовали женщину руководителя как яркую личность [23]. Она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но  прекрасно улавливает  настроения  других; ей  несвойственна  мелочная опека подчиненных. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна  в себе, достойно  реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно  переключаться  с  одной  социальной  роли (руководитель, деловая  женщина)  на  другую (дочь, мать, жена), уверенна в понимании, поддержке и помощи со  стороны мужа  и детей.

Ещё одно немаловажное условие, а  может  быть, и  самое  важное: проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении  жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с мужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже  противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно  оберегая  свою  территорию  от  соперника  противоположного  пола, тем  более  что  ранее  эта  территория  принадлежала ему. Это заведомо бесперспективный ход, путём которого  женщина - лидер  лишает  себя «опыта предыдущего поколения», что неверно по  сути [24, с. 84].

Главным критерием, который  обуславливает психологические  особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно отметить: для женщины – среда, для мужчины – гены.

Отмечено, эволюционная роль женщин иная, чем у мужчин – сохранение достигнутого и передача его следующим поколениям. Женский пол гораздо пластичнее в процессе индивидуального развития, к тому же женщина существенно превосходит мужчину в быстроте и легкости приспособления к жизни и условиям окружающей среды за счет более широких границ проявления генотипа [29]. У прекрасного пола четко проявляется склонность к овладению внутренним пространством, у них более тонкий вкус, чем у мужчин и в его развитии женщины могут достигать известной степени совершенства. Они могут лучше различать материалы и формы, лучше слышат, более резко реагируют на шум; лучше видят в сумерках и ночью. С раннего детства они проявляют большие способности к овладению речью, обладают лучшими способностями к общению [15, с. 71].

Известно, что женщины  чаще придерживаются крайних взглядов и позиций, в дискуссиях они проявляют  более быструю реакцию, но по части  обобщений уступают мужчинам. Они  больше интересуются людьми, их проблемами, более чувствительны в социальных контактах, могут лучше понять другого человека.

Среди наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя – компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимаются целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство дела слова и дела, обязательность, работоспособность. Некоторые проявления деловитости связаны с женской психологией и физиологией. Например, работоспособность. Учитывая, что руководителю приходится много и постоянно иметь дело с самым сильным раздражителем – человеком и что его профессия одна из наиболее рискованных в психофизическом отношении, способность снимать напряжение входит в число профессиональных умений. Женщина лучше владеет сменой ритма на рабочем месте и темпа труда, различными приемами для снятия напряжения.

 

 

2. 3. Стиль и качество женского руководства.

 

Продолжительное время  всякие попытки определить качество и стиль женского руководства  рассматривались как ненужные. Типичным аргументом был тезис, что руководителям и того и другого пола приходится одинаково вертеться. Но мнение на этот счет, в настоящее время, изменилось.

Современные психологи  не могут не согласиться с тем, что исторически сложившиеся  полоролевые стереотипы отводят  женщине подчиненную, обслуживающую  роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол. В настоящее время напористое поведение все еще продолжает цениться выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы. Согласно стереотипному взгляду на мужчин, они более пригодны для занятия руководящих постов, чем женщины, в силу присущего им стиля лидерства. Мужчины считаются более склонными к директивному и автократическому стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся в общей работе. Если женщины принимали на себя лидерский стиль, который традиционно считался мужским, то их рейтинг падал по сравнению с их мужскими двойниками. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине, потому что «женщина должна быть вдвое лучше мужчины», при этом продвижение женщины по служебной лестнице идет медленнее, чем мужчины.

Анализ литературных источников показывает, все чаще высказывается мнение, что женщины обладают качествами, дающими им преимущество перед мужчинами. В процессе развития мужчины очень часто бывают уязвимыми физически и более чувствительными к стрессу, женщины же в любой период жизни лучше справляются со стрессом, реже болеют, по характеру более открыты и экспансивны. Женщины чаще улыбаются и смеются, внимательнее смотрят на собеседника и гораздо лучше читают невербальные сигналы – жесты, мимику, интонации, при этом их собственные лица выразительнее, чем у мужчин [11, 14, 23].

Женский стиль руководства  оказывается более гибким, женщины-лидеры более открыты и общительны, чем  это характерно для традиционного  мужского стиля. Женщины-руководители оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при  контакте с подчиненными. Женщины склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости. А руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными. Как отмечает И. С. Кон, «все-таки было бы наивно считать, что все мужчины – суровы и грубы, а все женщины – мягки и нежны» [13, с. 121].

В соответствии с женскими стереотипами, в женщинах больше ценятся  такие способности как сострадание, доброта, преданность, умение посвятить  себя другим. Эти качества тесно связаны с ее домашней ролью. Женщины, воздействуя на других, чаще используют свое обаяние, социальный интеллект и предприимчивость, пытаются лучше понимать собеседника и владеть собой, и все это требует от них большой силы воли, то есть у них сильнее выражен волевой компонент. Этот факт согласуется с мнением многих психологов о том, что для женщин путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, тогда как для мужчин – с реализацией многочисленных возможностей. Чтобы женщине занять одинаковое положение с мужчиной, ей необходимо большое число продвижений по служебной лестнице. Причиной тому являются [6, с. 91 - 94]:

 

  1. Полоролевая социализация, ориентирующая женщину на семью, а не на социальную активность;
  2. Стереотипы мужественности – женственности как власти – подчинения;
  3. Внутриролевые женские конфликты (что важнее: семья или карьера).

 

Тем самым социум ограничивает сферы реализации женщины, и преодолеть эти барьеры можно только при  наличии силы воли и самообладания. Таким образом, выявленные особенности женского стиля руководства вполне объяснимы с позицией ролевой теории.

В России сила гендерных  стереотипов продолжает быть доминирующей, однако это не означает, что в  перспективе они не будут смягчаться. Это возможно не только по экономическим, но и по психологическим основаниям. Имеется в виду большая психологическая эффективность типов лидирования, демонстрируемая женщинами по сравнению с мужчинами, и большая психологическая гибкость, которая позволяет не только начать собственное дело, но и удерживаться в нем, несмотря на агрессивность внешней среды.

Данные исследований свидетельствуют, что успешный менеджмент не имеет пола. Эффективные менеджеры  обладают двойным репертуаром управленческих технологий — и мужским и женским, демонстрируя смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков.

Ставя вопрос об особенностях мужского и женского лидерства, мы склонны  разделить позицию, согласно которой  принципиальных отличий в мужском  и женском менеджменте нет, хотя есть некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин, которые мы рассматривали выше.

В отечественной социальной психологии изучение стилей лидерства  и их специфики проводилось в  работах Ф.Н. Портнова, Э.С. Чугуновой («морально-нравственные качества женщин-руководителей»),  А. Л. Журавлева, В. А. Хащенко и Н. Н. Хащенко [28, 27].

А.Л. Журавлев предложил  выделять директивный, коллегиальный  и попустительский стили руководства. Выводы, сделанные исследователями, состоят в том, что фактор пола определяет различную выраженность основных компонентов и типов индивидуального стиля руководства. Были выявлены различия в способах взаимодействия руководителей разного пола с коллективами: у женщин преобладают комбинированный и промежуточный стили. Комбинированный стиль руководства, сочетающий в себе директивный, коллегиальный и попустительский компоненты, обеспечивает женщинам-руководителям большую, по сравнению с мужчинами, социально-психологическую эффективность [27].

К формированию директивности и попустительства в стиле руководства женщин приводит низкая выраженность педагогических и коммуникативных качеств личности; высокий уровень развития этих качеств определяет развитие коллегиального компонента стиля лидерства.

Несмотря на то, что приведенные результаты исследований относятся к «дорыночному периоду», они подтверждены в исследованиях О. Самарцевой и Т. Фоминой (1998 г)  [23]. Как показывают материалы интервью, женщина эффективно реализует не только «стратегии выживания», но и стратегии развития, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами и избегая слишком «рисковых» стратегий. Однако это не означает, что женщина не умеет рисковать.

Анализ данных исследования, проведенного О. Самарцевой и Т. Фоминой, дает возможность заключить, что женщинам больше присущ стиль лидерства, основанный на вознаграждающих и эмпатийных стратегиях, в то время как мужчины являются сторонниками принуждающего и экспертного стилей. Однако ни те, ни другие не являются явными последователями лидерства какого-то одного типа. Как правило, эффективные менеджеры неосознанно пытаются реализовать именно смешанные стратегии лидерства. Лидерские качества имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий.

Эти выводы хорошо согласуются  с концепцией андрогинной теории лидерства, которая подчеркивает, что успешные модели лидерства осуществляют те из руководителей, которые, независимо от своего пола, имеют психологический репертуар поведения и мужчин-, и женщин-управленцев [10]. Это означает, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента. Кроме того, женщины, по сравнению с мужчинами, отличаются более высокой ответственностью и дисциплинированностью на фоне весьма гибкого использования всего репертуара управленческих технологий.

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей