Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.
Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:
Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7

1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8
1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17

§ 2. Психологические особенности современной женщины руководителя...20

2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин………………………….…22
2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23
2. 3. Стиль и качество женского руководства……………………………..27


Глава II. Экспериментально-психологическое исследование
личностных характеристик женщин руководителей ……….……32

§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32

§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35

2. 1. Изучение личностных характеристик
при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35

2. 2. Изучение способов реагирования женщин
руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38

2. 3. Изучение личностных характеристик женщин
руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40


Заключение………………………………………………………………………...44


Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - психологические особенности личности женщин руководителей.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Изучение личностных характеристик женщин - руководителей

 

§ 1. Основные этапы и методы исследования

 

     Данное  исследование проводилось в несколько  этапов.

 

        1. Подготовительный этап. Разработка методологического аппарата эмпирической части исследования.
        2. Исследование личностных особенностей женщин руководителей. Обработка данных исследования с последующей интерпретацией.
        3. Анализ полученных результатов исследования. Выводы, основанные на материале полученного анализа.

 

В нашем исследовании принимали  участие две группы лиц – руководители высшего и среднего звена из государственных  и негосударственных предприятий.

Экспериментальная группа (ЭГ) – составили женщины-руководители.

Контрольная группа (КГ) – состояла из мужчин-руководителей

Обе группы испытуемых включали по 15 человек. Возраст испытуемых – от 35 до 50 лет. Все испытуемые имеют  высшее образование.

Для исследования психологических особенностей женщин руководителей необходимо было определить наиболее надёжные способы разрешения этой проблемы. 

 В связи с этим, для сбора и анализа фактического  материала важно применять те  методики, комплексное использование которых и обеспечивает надёжность и достоверность получаемых данных. Отсюда выбор конкретных методик производился с расчётом на получение с помощью этих средств личностно-психологических характеристик, позволяющие проверить выдвинутую гипотезу.

С учётом специфики нашего исследования – исследование психологических особенностей женщин руководителей:

  • анкетирование испытуемых с целью выявления возраста, образования, занимаемой должности;
  • методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла;
  • методика «Маскулинность—фемининность» С. Бем
  • тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томас).

 

Отправной точкой в нашем исследовании является методика - Тест – опросник Р. Кеттелла.

Исследование  такого феномена как личность не может не носить системный характер. Реализация принципа системного подхода к анализу психических явлений обусловила использование такого личностного опросника, как «16-факторный опросник Р.Кеттелла» (С), который содержит 105 вопросов [1].

Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Опросник диагностирует  черты личности, которые Р. Б. Кеттел называет конституционными факторами, из них в нашем исследовании наиболее значимыми являются факторы:

О «уверенность в себе – тревожность»,

Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»,

Q4 «расслабленность – напряженность»,

МД  «адекватность самооценки»,

С «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»,

F «сдержанность – экспрессивность»,

Н «робость – смелость»,

Q1 «консерватизм – радикализм».

В исследовании используется сокращенный вариант  опросника (версия С), который содержит 105 вопросов.

 

Методика  «Маскулинность—фемининность» С. Бем, была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «нет» или «да», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме  экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными лицами, хорошо знающими испытуемых (муж, жена, родители и т.д.).

Методика С. Бем является одной из наиболее валидной и информативной  гендерной оценки.

 

Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации изучался с помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

В основании  типологии конфликтного поведения  К. Томаса лежат два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию и напористость, для которой характерен напор на защиту собственных интересов [5].

Соответственно  этим двум основным измерениям К. Томас  выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций (рассмотренные нами достаточно подробно в предыдущей главе работы):

Соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

Сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

Компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;

Избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

Приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради других.

В опроснике  по выявлению типичных форм поведения  К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях  они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные  в результате исследования данные соотносятся  с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

Для более качественного  исследования, а также с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, было запланировано применение вычислительных методов на этапе анализа полученных результатов исследования.

Полученные данные были проанализированы на ПК методом математической статистики. Для оценки достоверности отличий результатов диагностик по группам испытуемых был использован t-критерий Стьюдента, а также в исследовании использовался U-критерий Манна-Уитни для сравнения результатов двух групп.

 

 

§ 2. Исследование личностных характеристик женщин - руководителей

 

2. 1. Изучение личностных  характеристик при помощи теста  Р.Кеттелла

 

В результате исследования были получены показатели (см. Приложение 1).

Исходя из таблицы 1, можно сделать  вывод о достоверности различий по следующим факторам (см. Таблица 1):

  • А (общительность – замкнутость)
  • С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость)
  • G (ответственность – недобросовестность)
  • H (смелость – робость)
  • I (мягкость – жесткость)
  • Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль)
  • F1 (высокая тревожность – низкая тревожность )
  • F2 (экстраверсия – интроверсия).
  • Случайный характер носят различия по следующим факторам:
  • В (высокий интеллект – низкий интеллект)
  • Е (настойчивость – покорность)
  • L (подозрительность – доверчивость)
  • М (мечтательность – практичность)
  • N (расчетливость – наивность)
  • Q1 (гибкость – ригидность)
  • Q2 (самодостаточность – зависимость от группы)
  • F4 (независимость – подчиненность)
  • О (чувство вины – самоуверенность)
  • Q4 (напряженность – расслабленность)
  • F3 (динамическая стабильность – эмоциональность).

 

Таблица 1. Данные статистической обработки результатов,

полученных  по методу Р.Кеттелла

 

 

Показатели

 

Факторы личности

 

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

F1

F2

F3

F4

Среднее значение

ЭГ

7,7

8,8

7,5

6,8

5,8

4,7

7,6

4,8

5,2

5,4

7,1

3,8

6,3

6,7

8,2

5,2

3,5

7,1

6,0

6,4

Среднее значение  КГ

5,1

9,0

5,7

6,1

4,4

3,3

5,5

6,5

5,9

5,3

6,8

4,7

5,5

6,5

5,1

6,4

5,8

5,0

5,2

6,6

 

t -критерий

3,71

0,89

2,35

1,13

1,9

2,80

4,42

2,91

1,18

0,07

0,45

1,69

1,14

0,31

5,49

2,06

4,25

3,07

1,78

0,388


 

 

На рисунке 1 представлены профили личности, построенные по средним значениям факторов, полученных в экспериментальной и контрольной группах.

 


 

Рисунок. 1. Профили  личности, построенные по средним  значениям факторов, полученных в  экспериментальной группе и контрольной группе в результате исследования по методике Р. Кеттелла.

 

Из рисунка 1 видно, что профиль личности, построенный по результатам исследования в контрольной группе, является более «пикообразным». Высокие значения многих факторов демонстрируют выраженность определенных характеристик. Профиль, построенный по результатам исследований в экспериментальной группе, является более сглаженным, не выходит за рамки пограничных значений (за исключением фактора В – интеллект).

Таким образом, мы получили следующие особенности личности, которые характерны для женщин руководителей:

      • общительность (фактор А)
      • высокая эмоциональная устойчивость (фактор С)
      • смелость (фактор Н)
      • высокий самоконтроль (фактор Q3)
      • экстраверсия (фактор F2).

Согласно данным, полученных в результате изучения личностных характеристик при помощи теста Кеттелла, можно характеризовать женщин  руководителей  как людей склонных к добродушию, легкости в общении, готовых к сотрудничеству, внимательных к людям, предпочитающего деятельность, где есть занятия с людьми. Такой руководитель эмоционально устойчив, трезво оценивает действительность, активен. Он социально смелый, незаторможенный, имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения.

Социально внимателен и тщателен, проявляет то, что обычно называют «самоуважение» и заботу о социальной репутации, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи, экстравертирован. Такой набор личностных характеристик отличает эффективного руководителя.

 

 

 

 

2. 2. Изучение способов реагирования женщин

руководителей в конфликтной  ситуации

 

Для выявления типичных способов реагирования в конфликтной ситуации как руководителей, так и подчиненных мы использовали тест Томаса «исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации».

Результаты исследования для  приведены в приложении 2. Данные статистической обработки полученных показателей сведены в таблицу (см. Таблица 2).

 

Таблица 2. Данные статистической обработки результатов,

полученных  по методу Томаса.

 

Показатели

Способы реагирования

 

 

Избегание

 

Соперничество

 

Компромисс

 

Сотрудничество

 

Приспособление

ЭГ

5,7

6,0

6,1

6,9

5,1

КГ

6,5

6,1

5,2

5,5

6,3

t критерий

 стьюдента

1,3

-0,25

1,28

1,75

-1,76

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей