Характеристика дошкольного детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:02, доклад

Описание

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

Работа состоит из  1 файл

Тема 23.псих.docx

— 43.22 Кб (Скачать документ)

 

безуспешные попытки повторить  его правильно.

Чистота звуков к 6 годам - один из важнейших  показателей школьной зрелости.

3. Осознание звукового и словесного  состава речи необходимо для  овладения грамотой и развивается  под влиянием занятий. Ребенок  практически различает звуки,  если их замена приводит к  изменению смысла. Но чтобы выделить  отдельный звук и его место  в слове, надо научиться произносить звуки интонационно подчеркнуто. Например, слово «морж» произнести как «м-м-морж» или как «морж-ж-ж» и сказать, какой звук стоит на первом месте в слове, какой - на последнем.

Так же сложно дошкольнику воспринимать в речи отдельные слова, определить, сколько слов в короткой фразе  «Мама принесла землянику». На вопрос, какое слово первое, они отвечают: «Мама принесла землянику».

Специальные занятия и овладение  чтением превращает речь в объект познания, что необходимо для обучения в школе.

4. Развитие функций речи. Ребенок  не только усваивает речь, но  и учится пользоваться ею. Прежде  всего, речь выступает как средство  общения. Вначале это ситуативная  речь, то есть сообщение в конкретной  ситуации по поводу конкретных  предметов в поле зрения. Она  понятна участникам данной ситуации  и непонятна для посторонних.  В такой речи много местоимений  «он», «она», «там»: «он туда, и  все там бегут». С расширением  круга общения ребенок вынужден  пояснять рассказ, и указательные  местоимения сопровождает названием  предметов: «А он, жук, видит...».  Постепенно речь становится контекстной  и объяснительной, хотя в узком кругу используется и ситуативная речь. В развитии контекстной монологической речи важную роль играет слушание и пересказ книжных текстов, усвоение культурных образцов языка.

Наряду с функцией общения, речь принимает функцию средства мышления. В раннем детстве речь и мышление сопровождают практические действия ребенка. При этом слова как будто никому не адресованы, они обозначают действия и их результаты, обращение к игрушкам. «Топ - топ, топ - топ, бух! Упала!» Ж. Пиаже назвал такую речь эгоцентрической, как выражение эгоцентрической позиции ребенка. Л. С. Выготский характеризовал ее как думание вслух. В дошкольном детстве эгоцентрическая речь сокращается и переходит во внутреннюю речь. В ее содержании все меньше констатации сделанного, а больше планирования действий. Планирующая функция речи - важный показатель речевого развития дошкольника.

Таким образом, развитие речи - сложный  процесс усвоения словарного и звукового  состава и грамматического строя  языка, развитие вербального общения  и вербального мышления, зарождения внутреннего речевого плана действий и начало анализа языковой реальности.

 

Речевое влияние взрослых позволяет  корректировать и развивать все  познавательные процессы дошкольника: направлять внимание, уточнять восприятие и запоминание, строить рассуждения  и отделять воображаемое от реального. Многие психологи считают развитие речи ведущей линией психического развития ребенка23. Однако преобладание речевых форм общения, заучивание стихов и текстов не должно затормаживать детские виды деятельности (игру, конструирование, рисование), иначе ребенок становится похожим на маленького рассудительного старичка.

Можно ли охарактеризовать общие особенности  познавательного развития ребенка? В каждом познавательном процессе заметно  усложнение, совершенствование способов познания. От беглого взгляда на предмет ребенок переходит к  детализированному восприятию -рассматриванию, выделению деталей, сопоставлению с принятыми эталонами, называнию словом. В мышлении он уже не приписывает неодушевленным предметам какие-то намерения или действия, а пытается выяснить их свойства и причинную связь. И запоминает не отдельные яркие образы, а последовательность событий, целые сказки и развернутые стихотворения. Он очень любит сочинять, но воображаемое и реальное уже не смешиваются в его сознании. Он свободно владеет речью, осознает ее особенности и использует речь не только для общения с другими, но и для регуляции собственного поведения, может сосредоточивать внимание и выполнять инструкцию взрослого.

Сложные способы познания выработаны прежними поколениями и усвоены  ребенком в общении со взрослым как носителем социального опыта. Но именно в дошкольном возрасте, к концу этого периода ребенок начинает их использовать самостоятельно, в активной познавательной деятельности.

 

4. Развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы и самосознания у дошкольника

Развитие мотивационной сферы  тесно связано с эмоциями. Симпатии, интерес к миру взрослых вызывает мотив делать, как взрослые, добиваться их расположения. Этот мотив порождает  многие поступки детей и формирует  игровую деятельность. В игре ребенок  чувствует себя взрослым. Вместе с  этим формируется мотив заслужить  признание сверстников. Дети очень  огорчаются, если их не принимают в  игру, однако у них еще не всегда получается изменить свое поведение под влиянием критики товарищей. В процессе общения складывается мотив самолюбия, самоутверждения.

 Он может проявляться в  капризах, упрямстве, вздорности, претензиях  на главные роли. Но этот же  мотив проявляется в здоровой  состязательности, стремлении сделать  лучше других (пробежать, нарисовать, предложить игру и т. д.). В  этом случае ребенок проявляет  максимальную активность. Развить  социально принятые формы самоутверждения  -задача воспитания.

Познавательная активность ребенка  связана с мотивом любознательности, интереса к знанию. Воспитатели эффективно используют этот мотив, например, обещая почитать книжку в качестве поощрения  за хорошие поступки.

 

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного  развития, которое напрямую связано  с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и  описывать свои эмоции, а также  выражать свое эмоциональное состояние  социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Таким образом, проблема развития эмоциональной  сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время  учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей  с миром эмоций и способами  адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений

Задачами же являются:

Изучение уровня знаний детей и  их родителей об эмоциях и способах их выражения.

Изучение социально-эмоциональной  сферы личности ребенка.

Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.

Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы  детей.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Опыт работы с дошкольниками  показывает, что начинать знакомить  детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или  в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают  необходимые понятия, их словарный  запас пополняется словами, обозначающими  эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным  для ребенка этого возраста понятием “настроение”.

 

Дошкольное детство – очень  короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет  непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно  и стремительно. Маленький ребенок  не умеет управлять эмоциями. Его  чувства быстро возникают и так  же быстро исчезают. С развитием  эмоциональной сферы у дошкольника  чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы  морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы  способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми  и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные  состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной  сферы дошкольника, что создает  базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит  эффективность их применения.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются  в процессе общения ребенка  со сверстниками. При недостаточных  эмоциональных контактах может  быть задержка эмоционального  развития, которая может сохраниться  на всю жизнь. Воспитатель должен  стремиться к установлению тесных  эмоциональных контактов с каждым  ребенком. Взаимоотношения с другими  людьми, их поступки – важнейший  источник чувств дошкольника:  радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

В семье ребенок имеет возможность  испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье  может привести: к односторонней  привязанности, чаще к матери. При  этом слабеет потребность в общении  со сверстниками; к ревности при  появлении второго ребенка в  семье, если первый ребенок чувствует  себя обделенным; к страху при выражении  взрослыми отчаяния по малейшему  поводу, угрожающему ребенку. Взрослому  необходимо способствовать выделению  и осознанию собственных состояний  и переживаний ребенка.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки) (см. Приложение 2. Сценарий осеннего утренника “В гостях у Барбоса”).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно  развиваются в соответствующем  возрасту дошкольников виде деятельности  – в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных  трудовых занятий (уборка участка,  группой комнаты) развивается  эмоциональное единство группы  дошкольников.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной  жизни, не всегда продуктивны, иногда –  неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной  сферы дошкольника необходима специальная  работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу  в детстве, развивать и тренировать  способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

 

 

Ко второму вопросу  добавить:

Режиссёрская игра, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игры с правилами, творческие игры, сюжет и содержание

5 вопрос. найти и дописать

вопрос интеллектуальная готовность , личностная , познавательная и эмоционально-волевая готовность


Информация о работе Характеристика дошкольного детства