Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:13, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. Гендерному подходу способствовала мощная волна женского движения на Западе еще конца 60-х - начала 70-х годов, которая дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в психологии дошкольного старшего возраста………………………………………...6
1.1. Гендер как основа гендерных исследований……………………………........6

1.2. Гендерные исследования в психологии старшего дошкольного
возраста (полоролевой подход)…………………………………………………..10
Глава 2. Гендерные особенности проявления застенчивости у детей
старшего дошкольного возраста. Коррекция застенчивости…………………..12
2.1. Особенности физиологического созревания и психического
развития старшего дошкольного возраста……………………………………....12
2.2. Застенчивость. Ее понятие в различных теориях. Характерные черты застенчивого ребенка…………………………………………………………… ………15
2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми………………………………….20
Заключение………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Анны.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)


Тема: Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников

Содержание

 

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в  психологии дошкольного старшего возраста………………………………………...6

1.1. Гендер как основа гендерных исследований……………………………........6

 

1.2. Гендерные исследования в  психологии старшего дошкольного

возраста (полоролевой подход)…………………………………………………..10

Глава 2. Гендерные особенности проявления застенчивости у детей

старшего дошкольного возраста. Коррекция застенчивости…………………..12

2.1. Особенности физиологического созревания и психического

развития старшего дошкольного возраста……………………………………....12

2.2. Застенчивость. Ее понятие в различных теориях. Характерные черты  застенчивого ребенка…………………………………………………………… ………15

2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы…………………………………………….28

 

Приложение 1

Приложение 2   

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. Гендерному подходу способствовала мощная волна женского движения на Западе еще конца 60-х - начала 70-х годов, которая дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя

сложную систему, которая является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной.

В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендерная психология - это область психологической науки.

Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии.

Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол - гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), где их обучают быть «женщинами»: накрывать на стол, пеленать ребенка и др. (вести домашнее хозяйство). У мальчиков воспроизведен город (внешний, «активный» мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется только с девочками и только им предназначена.

Гендерный аспект проблемы застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.

Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной.

Застенчивость - это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Т. Шишова и другие.

Слабее всего освещен вопрос об особенностях застенчивости. Исходя из этого, мы определили тему нашей работы: «Гендерные особенности проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста».

Целью является исследование особенностей застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: дошкольники 5-7 лет.

Предмет исследования: застенчивость у детей 5-7 лет.

Гипотеза исследования - уровень застенчивости дошкольника можно снизить, используя психологические игры и упражнения для коррекции застенчивости, замкнутости, неуверенности.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2. Выявление особенностей застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработка проекта коррекционной программы.

Методом исследования является анализ литературы по проблеме исследования.

Теоретической основой исследования послужили теоретические и экспериментальные исследования особенностей застенчивости (И. Аристарховой, О.А. Ворониной, Е. И. Гаспарова, Ю.В. Градсковой, И.В. Егоровой, В.Д. Еремеевой, Ф. Зимбардо, Е.П.Ильина, И.С. Клециной, И.В. Костиковой, Ю. М. Орлова, Н.Л. Пушкаревой, Т. О. Смолевой, Л.В. Штылевой, Т.Л. Шишовой и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в  психологии дошкольного старшего возраста

 

1. 1.  Гендер как основа гендерных исследований

 

Гендерные исследования являются собирательным понятием для современных гуманитарных теорий – экономических, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблемы взаимоотношений полов и использующих новейшее его обозначение «гендер».

В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое до сих пор вызывает множество споров и трактуется по-разному различными концепциями феминистской теории (которой он во многом обязан своим появлением), социологии гендера, гендерной психологии и т.п. [5, c. 8].

Светлана Шакирова отмечает: «Американский термин «гендер», как известно, породил противоречивый комплекс идей и концепций феминистской ориентации. Однако там, где все понятно социологам, возникло много вопросов у философов и культурологов [25, c. 19].

Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества – критикой дискриминационного положения женщин. Термин был введен феминистами с целью выделения социального (а не биологического) аспекта различия полов (1975 г.) [30, c. 58].

На Западе гендерные исследования лишь в 80-е годы выделились из так назывемых женских исследований – Women,s studies. Их отделение связано, во-первых, - со стремлением исследователей по разным причинам отмежеваться от феминизма и женской проблематики; во-вторых, - с необходимостью более тонкой трактовки понятия гендера.

В 1989 году Э. Гидденс в своем учебнике дал следующее определение: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности [5, c. 10].

С этого времени термин «гендер» стал употребляться в значении социальных различий между мужчиной и женщиной.

В педагогике существуют современные идеи полоролевого подхода в гендерной социализации мальчиков и девочек. Необходимо уяснить, что такое гендерная социализация.

Социализация» является одним из центральных понятий таких дисциплин, как социология, психология, политология. Хотя каждая из них вкладывает в это понятие особый смысл, в целом можно сказать, что под социализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт и в результате общения и деятельности приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена общества [5, c. 18].

В современной социологии отсутствует однозначное мнение о формах и механизмах социализации. Все теории, однако, сходятся на том, что к важнейшим механизмам относятся идентификация и типизация. Первая из них предполагает имитацию ребенком поведения взрослых представителей своего пола, а вторая - активное участие взрослых в процессе воспитания, т.е. применение принципа поощрения и наказания. При этом мальчики поощряются за те поступки, которые в данном обществе принято считать мужскими, и осуждаются за женские («Ну что ты плачешь, ты же мальчик, а не девчонка!»). В свою очередь, девочки получают поощрение за то поведение, которое считается женским: к таковому относится аккуратность, внимание. Воспитанная в девочках с раннего детства привычка заботиться о других становится впоследствии отличительной чертой большинства женщин и потому представляется как бы врожденной. Известная феминистка К. Гиллиган в книге «Этика заботы» пишет, что женщины в Америке чаще жертвуют на благотворительность, покупают большую часть подарков и поздравительных открыток, и даже чаще улыбаются [9, c. 68]. Социализация начинается раньше, чем мы привыкли считать. Чтобы доказать это, американский социолог Энтони Гидденс провел следующий опыт. Группе женщин был показан маленький ребенок, одетый в розовый чепчик и завернутый в розовое одеяло. Комментарии женщин записывались на пленку. Чаще всего среди них звучали такие: «какая миленькая!», «какой нежный голосок!», «просто красавица!». Затем этой группе женщин был показан ребенок, одетый в голубой чепчик и голубое одеяло. Среди записанных комментариев преобладали: «Сразу видно, будет сильный мужчина!», «Плачет смотрите как, басом! Добьется своего!». Удивлению женщин не было предела, когда после окончания эксперимента им объявили, что оба раза им был показан один и тот же ребенок [5, c. 28].

Одна из наиболее известных теорий мужской и женской социализации - теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда, подчеркивающая большое значение биологического фактора.

Идентификация по принципу пола - одна из первых и наиболее устойчивых из всех, которые делает человек. Это происходит с 18 месяцев до трех лет. В 3-4 года ребенок определяет пол окружающих его людей по телесным признакам и поведенческим свойствам, но верит в его обратимость. В 6-7 лет происходит окончательное осознание своей половой принадлежности.

Французский психолог Жана Пиаже придает значение механизму типизации - формированию «правильных» представлений о своем поле в результате активного воздействия родителей: выбор имени, различия в одежде и игрушках, поощрения и наказания. Однако и эта концепция не совершенна. В последнее время разработаны новые теории гендерной социализации, стремящиеся преодолеть недостатки более ранних теорий. Американский психолог Нанси Чадороу, например, создала на базе психоанализа свою теорию с акцентом на том, что на генитальной стадии развития наибольшие сложности и страдания испытывают мальчики, а не девочки. Это связано с тем, что первоначально все дети идентифицируют себя со своей матерью, лишь в возрасте 4--6 лет мальчики оказываются вынужденными, сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям. В то же время развитие девочек, которые постепенно лишь укрепляются в первоначально выбранной идентификации, оказывается более спокойным и стабильным.

Существует множество теорий социализации. Но это не является целью данного исследования.

Мы начали говорить о полоролевом подходе в гендерной социализации мальчиков и девочек. Продолжим это в следующем параграфе данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Гендерные исследования в  психологии старшего дошкольного

возраста (полоролевой подход)

Современные идеи полоролевого подхода в гендерной социализации мальчиков и девочек можно описать как комплекс представлений педагогов и родителей о том, что:

– существует 2 биологических пола – женский и мужской, которым должны соответствовать 2 роли, 2 «жизненных сценария» – женский и мужской;

– эти роли равнозначные, но разные по содержанию;

– различия женских и мужских ролей существенны в основных сферах самореализации человека: семейной и публичной (профессиональной, общественной и пр.) [15, c. 28].

Информация о работе Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников