Гендерные особенности креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:18, дипломная работа

Описание

Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.

Работа состоит из  1 файл

Гендерные особенности креативности.docx

— 20.95 Кб (Скачать документ)

 Гендерные особенности креативности

Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.

М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в "переструктуризации", т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.

А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.

"Детей на занятии  спросили, для чего можно использовать  кирпич. Первый ответ лежал на  поверхности - конечно, чтобы построить  дом. Дальше девочки подняли  руки и началось... Из кирпича  можно построить "гараж", "а  еще забор", "а еще сарай"... Наконец тема строительства исчерпана.  Поднимает руку мальчик: "Кирпич  можно положить в ведро, когда  мама солит грибы - для тяжести". Новая версия. И опять лес рук  девочек и самые разные предложения  о том, где можно использовать  кирпич в качестве груза. Опять  исчерпали тему, и снова мальчики: "Кирпичами можно обложить  костер, чтобы трава не загорелась". Девочки опять подхватывают эту  версию и дают разные рецепты  спасения от пожара с помощью  кирпичей. И опять мальчики: "Можно  положить на кирпич доску, и  получатся качели", "Можно бросать  их, как снаряды" и т. д.

Конечно, это не значит, что  ни одна девочка не выдвинет новой  идеи, но тенденция здесь очень  четкая" (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, с. 24).

Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).

(* - значимые различия  по f-критерию Стьюдента)

Рисунок 1.- Креативность в группах мальчиков и девочек

Таким образом, возможно, что  выраженность креативности у лиц мужского и женского пола определяется видом креативности.

Н. Е. Кузьмина (1996) изучала креативность детей и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.

Вышеприведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют б о льшую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют б о льшую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.

А. Моль (1909) обследовал 660 мальчиков  и 662 девочки в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 9 месяцев и выявил, что понятие круга, треугольника, квадрата лучше известно девочкам. Мальчики в этом возрасте лучше знают  животных, минералы, общественные явления. В последующем это подтвердили  и другие авторы.


Информация о работе Гендерные особенности креативности