Функции эмоций. Классификация эмоциональных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:46, реферат

Описание

Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п.Через эмоции вы проявляете своё отношение к окружающему миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов.

Содержание

Введение……………………………..….……………………………...2
Глава I……………………………………..……………………………3
1.1 История исследования эмоций…………………………………...3
Глава II…………………………………………..……………………..5
2.1 Функции эмоций…………………………...……………………..5
2.2 Виды эмоциональных состояний………………..……………….7
2.3 Характеристика отдельных эмоций…………………………….. 10
2.4 Эмоции и чувства………………………………...……………… 12
2.5 Эмоции и мотивы…………………………………………………14
2.6 Эмоциональность…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………...........19

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.docx

— 47.11 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  педагогический университет им. Л.Н.Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»)

 

Реферат по предмету:

«Психология»

на тему:

«Функции эмоций. Классификация  эмоциональных явлений».

 

 

 

Выполнила: студентка  ФТЭСХ  гр. 2 «У»

Корнеева Ю.В.

Проверила: Яковлева

 

 

 

 

 

Тула 2013

 

Оглавление

Введение……………………………..….……………………………...2

Глава I……………………………………..……………………………3

1.1 История исследования  эмоций…………………………………...3

Глава II…………………………………………..……………………..5

2.1 Функции эмоций…………………………...……………………..5

2.2 Виды эмоциональных  состояний………………..……………….7

2.3 Характеристика отдельных  эмоций…………………………….. 10

2.4 Эмоции и чувства………………………………...……………… 12

2.5 Эмоции и мотивы…………………………………………………14

2.6 Эмоциональность…………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………….18

Литература………………………………………………………...........19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов  межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение  человека к той или иной ситуации, явлению и т.п.Через эмоции вы проявляете своё отношение к окружающему  миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные  отношения, которые становятся предметом  чувств и эмоций. В эмоциях и  чувствах проявляется также удовлетворенность  или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства  — это своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе. Мир чувств и  эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный  смысл. Существуют оттенки эмоций, которые  не всегда легко распознать. По моему  мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого  человека и самого себя. В своей  работе я рассмотрю наиболее часто  встречаемые эмоции, их психологические  и физиологические основы, а так  же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

1.1 История исследования  эмоций.

Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное);напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение –успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс). Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса. По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:

· если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце  концов, от эмоции ничего не останется;

· невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное  переживание другой;

· имеется соответствие между  определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими  и телесными реакциями.

Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс  указывал на то, что в рамках его  теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается  её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:

1. отделение внутренних  органов от центральной нервной  системы не изменяет эмоциональное  поведение;

2. внутренние органы реагируют  слишком интенсивно и слишком  медленно для того, чтобы быть  источником эмоциональных ощущений;

3. одни и те же висцеральные  изменения возникают при различных  эмоциональных состояниях;

4. искусственно вызванные  висцеральные изменения,типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.     Таламическую теорию У. Кеннона и Ф.Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив,«вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации. Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э.Шехтеру и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами –физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие ).

Глава II

2.1 Функции эмоций.

1.Оценочная функция эмоций  ставит их в один ряд с  другими формами познания. Эта  функция эмоций заключается в  непосредственной (в форме переживаний)  сигнализации субъекту о значимости  для него оцениваемых предметов,  ситуаций, событий: их полезности  –вредности, потребностной значимости и т.д. Функция оценки в значительной степени сближает эмоции с мышлением. Как отмечает Б. И. Додонов, «информация сама по себе никакой значимости не имеет; она приобретает её в контексте потребностей субъекта» . Эта первичная информация подвергается переработке мышлением и эмоциями, на основании этой переработки организм приобретает «аргументы к действию». Результатом оценочной деятельности мышления выступают понятия, а результатом оценочной деятельности эмоций – переживания, или эмоциональные обобщения.    2.Функция побуждения. В эту рубрику попадают функции:«готовность к действиям», организующее/дезорганизующее влияние эмоций», облегчение филогенетических адаптивных реакций»:

· способность эмоций побуждать  человека к действиям (или мотивационная  функция);

· облегчения филогенетических адаптивных реакций. Считается, что  в тот момент, особенно при неожиданно сложившейся сложной или опасной  ситуации, когда человек не способен (например, в состоянии ревности, обиды, гордости, аффекта) найти для себя выход на уровне рациональности, именно эмоции навязывают ему определённый, закрепившийся в эволюции способ решения проблемы: бегство, оцепенение, нападение и т.д. ;

· дезорганизационная функция. Эта функция эмоций состоит в  их способности нарушать целенаправленную деятельность человека. Действительно, сильные эмоции могут значительно  влиять на привычное течение жизни, отвлекать человека от необходимой  деятельности при радостном возбуждении  или вынуждать испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект)дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению. Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости;

· регулирующая функция. Эта  способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния  эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта». Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций.  3.Функция активации. В эмоциональном состоянии происходит активация нервных центров, а значит и всего организма. Так, эмоции согласно«активационным» теориям обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы. Эта активация приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и всего организма, означающим либо мобилизацию организма (активация органов действия, защитные процессы и т.д.) либо его демобилизацию (накопление энергии, настройка на внутренние процессы).          4. Экспрессивная функция. Эта функция осуществляется посредством мимики, пантомимики, голосовых реакций. Перечисленные сигналы оповещают окружающих об эмоциональном состоянии индивида, о его отношении к происходящему. Они играют значительную роль в коммуникативных процессах, являясь основой невербального общения. Испуг на лице может послужить предупреждением об опасности, выражение гнева служит предупреждением о последующих агрессивных действиях. Исследования экспрессивных проявлений эмоций убеждают в том, что большинство из них являются врождёнными, универсальными и не зависят от культуры, в которой вырос человек: гнев –сдвинутые брови, стиснутые челюсти, расширенные ноздри; презрение – прикрытые веки, отведённые глаза, отстранение тела; радость – широкая улыбка, прищуренные глаза и т.д. Однако в различных человеческих сообществах существуют свои, созданные культурой и усвоенные людьми в процессе социализации нормы экспрессивных проявлений. Обратимся к примеру из учебника Аткинсон Р.Л. и др.:«Один психолог углубился в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека. Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской литературе передают те же симптомы эмоций, что и у западных писателей. Однако другие телесные выражения в китайских произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие цитаты из китайских повестей наверняка были бы неверно истолкованы читателем, незнакомым с этой культурой:«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)\«Он хлопнул в ладоши». (Он был рассержен или разочарован.)«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)«Её глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».

2.2 Виды эмоциональных состояний.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени  дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.          1.Чувственный тон – это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально(например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).   2.Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это мене сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Или, словами А. Н. Леонтьева:«Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще – с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические(тормозящие действие, угнетающие).Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.      3.Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные целенаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания(дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.     4.Страсть –интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.          5.Настроение –сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка»,а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)).Определённую роль играют индивидуально – личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность – высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

Информация о работе Функции эмоций. Классификация эмоциональных явлений