Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:46, реферат
Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п.Через эмоции вы проявляете своё отношение к окружающему миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов.
Введение……………………………..….……………………………...2
Глава I……………………………………..……………………………3
1.1 История исследования эмоций…………………………………...3
Глава II…………………………………………..……………………..5
2.1 Функции эмоций…………………………...……………………..5
2.2 Виды эмоциональных состояний………………..……………….7
2.3 Характеристика отдельных эмоций…………………………….. 10
2.4 Эмоции и чувства………………………………...……………… 12
2.5 Эмоции и мотивы…………………………………………………14
2.6 Эмоциональность…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………...........19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»)
Реферат по предмету:
«Психология»
на тему:
«Функции эмоций. Классификация эмоциональных явлений».
Выполнила: студентка ФТЭСХ гр. 2 «У»
Корнеева Ю.В.
Проверила: Яковлева
Тула 2013
Оглавление
Введение……………………………..….…………………
Глава I……………………………………..……………………………3
1.1 История исследования эмоций…………………………………...3
Глава II…………………………………………..……………………..
2.1 Функции эмоций…………………………...………
2.2 Виды эмоциональных состояний………………..……………….7
2.3 Характеристика отдельных эмоций…………………………….. 10
2.4 Эмоции и чувства………………………………..
2.5 Эмоции и мотивы………………………………………
2.6 Эмоциональность………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Эмоциональные проявления,
на мой взгляд, являются интересной
сферой психики человека. Эти проявления
играют важную роль в любом из видов
межличностного общения и не только,
т.к. они выражают реакцию и отношение
человека к той или иной ситуации,
явлению и т.п.Через эмоции вы
проявляете своё отношение к окружающему
миру. Если в восприятии, ощущениях,
мышлении и представлениях отражаются
многообразные предметы и явления,
их различные качества и свойства,
всевозможные связи и зависимости,
то в эмоциях и чувствах человек
проявляет свое отношение к содержанию
познаваемого. Чувства и эмоции зависят
от особенностей отражаемых предметов.
Между человеком и окружающим
миром складываются объективные
отношения, которые становятся предметом
чувств и эмоций. В эмоциях и
чувствах проявляется также
Глава I
1.1 История исследования эмоций.
Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное);напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение –успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс). Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса. По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:
· если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
· невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;
· имеется соответствие между
определёнными переживаемыми
Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:
1. отделение внутренних
органов от центральной
2. внутренние органы реагируют
слишком интенсивно и слишком
медленно для того, чтобы быть
источником эмоциональных
3. одни и те же висцеральные
изменения возникают при
4. искусственно вызванные
висцеральные изменения,
Глава II
2.1 Функции эмоций.
1.Оценочная функция эмоций
ставит их в один ряд с
другими формами познания. Эта
функция эмоций заключается в
непосредственной (в форме переживаний)
сигнализации субъекту о
· способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная функция);
· облегчения филогенетических
адаптивных реакций. Считается, что
в тот момент, особенно при неожиданно
сложившейся сложной или
· дезорганизационная функция. Эта функция эмоций состоит в их способности нарушать целенаправленную деятельность человека. Действительно, сильные эмоции могут значительно влиять на привычное течение жизни, отвлекать человека от необходимой деятельности при радостном возбуждении или вынуждать испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект)дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению. Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости;
· регулирующая функция. Эта способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта». Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций. 3.Функция активации. В эмоциональном состоянии происходит активация нервных центров, а значит и всего организма. Так, эмоции согласно«активационным» теориям обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы. Эта активация приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и всего организма, означающим либо мобилизацию организма (активация органов действия, защитные процессы и т.д.) либо его демобилизацию (накопление энергии, настройка на внутренние процессы). 4. Экспрессивная функция. Эта функция осуществляется посредством мимики, пантомимики, голосовых реакций. Перечисленные сигналы оповещают окружающих об эмоциональном состоянии индивида, о его отношении к происходящему. Они играют значительную роль в коммуникативных процессах, являясь основой невербального общения. Испуг на лице может послужить предупреждением об опасности, выражение гнева служит предупреждением о последующих агрессивных действиях. Исследования экспрессивных проявлений эмоций убеждают в том, что большинство из них являются врождёнными, универсальными и не зависят от культуры, в которой вырос человек: гнев –сдвинутые брови, стиснутые челюсти, расширенные ноздри; презрение – прикрытые веки, отведённые глаза, отстранение тела; радость – широкая улыбка, прищуренные глаза и т.д. Однако в различных человеческих сообществах существуют свои, созданные культурой и усвоенные людьми в процессе социализации нормы экспрессивных проявлений. Обратимся к примеру из учебника Аткинсон Р.Л. и др.:«Один психолог углубился в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека. Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской литературе передают те же симптомы эмоций, что и у западных писателей. Однако другие телесные выражения в китайских произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие цитаты из китайских повестей наверняка были бы неверно истолкованы читателем, незнакомым с этой культурой:«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)\«Он хлопнул в ладоши». (Он был рассержен или разочарован.)«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)«Её глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».
2.2 Виды эмоциональных состояний.
В зависимости от глубины,
интенсивности, длительности и степени
дифференцированности можно выделить
следующие виды эмоциональных состояний:
чувственный тон, собственно эмоции, аффект,
страсть, настроение. 1.
Информация о работе Функции эмоций. Классификация эмоциональных явлений