Функции и классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Работа состоит из  1 файл

налоги и налогообложнение.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)


Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Электростальский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Налоги и налогообложение

Тема

Функции и классификация налогов

Фамилия студента

Кармалий

Имя студента

Ирина

Отчество студента

Андреевна

№ контракта

8600090201001

 

Содержание

1. Сущность, функции и классификация налогов……………………………..3

 

 

Основная часть

1. Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления  денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

О налоге можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства. В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу  налогов, их место и роль в производственном процессе.

Сущность налога — необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так  как содержание категории, ее формы должно опираться на объективные базисные условия развития общества. Налоги используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, что бы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов.

Объективные и субъективные стороны налога — это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.

С точки зрения правовой природы  налог — система правовых отношений налогоплательщика с государством  на основе законности, принуждения, безвозмездности.

1.1. Функции налогов

Более полно, сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция — способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

      распределительную (социальную);

      фискальную;

      регулирующую;

      контрольную;

      поощрительную.

Главная функция налогов — распределительная или социальная, которая выражает сущность налогов, как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Когда государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфукции:

                 стимулирующая;

                 дестимулирующая;

                 воспроизводственная.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов. Она проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Дестимулирующая подфунция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких либо экономических процессов.

Подфукция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Фискальная функция – вытекает из основного назначения налога, как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач. Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначения как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.

Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе, а так же  условия и возможности ее реализации в налоговой политике, т.е  воздействия налога на производительный процесс.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления в потребностях государства в финансовых ресурсах.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что бы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и предоставлении им отдельных налоговых льгот. Каждая из этих функций отражает определенную сторону налоговых отношений.

Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической теории реализован на практике и достигается относительно равенство между налоговыми функциями.

2. Классификация налогов

 

Классификация налогов – это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов:

1. Классификация, разделяющая налоги на прямые и косвенные  —  это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. К прямым налогам в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельные и транспортные налоги.

Косвенные налоги – это налоги взимаемые в процессе оборота товаров, при этом включаемые в виде надбавки к их цене. Они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности.

2. Налоги с потребления - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, подразделяющие в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные.  В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды. К данной группе налогов следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанных, является также достаточно распространенной.

Теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру».

Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого самим налогоплательщиком.
          Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организации.

Способ «по кадастру» закладывается чаще в налогах с не мобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном.

5. Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, твердые и пропорциональные.

Налоги с твердыми ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не зависят от размера дохода или прибыли налогоплательщиков. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения. Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения.

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения.

Информация о работе Функции и классификация налогов