Формирование «Я-концепции» работника службы сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является составить характеристику профиля личности специалиста службы сервиса по методике Т. Лири.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Дать определение понятию Я - концепции;
- Изучить методику Т. Лири;
- Познакомиться с работой специалиста службы сервиса;
- Дать характеристику и сделать выводы.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Формирование «Я-концепции» работника службы сервиса...........................4
1.1 Понятие Я-концепции и её развитие...............................................................4
1.2 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции...........................................5
1.3 Формирование Я-концепции на разных стадиях развития............................7
1.4 Пять основных измерений Я-концепции......................................................10
1.5 Значение Я – концепции.................................................................................11
2 Практическая часть
2.1 Методика Т. Лири............................................................................................13
2.2 Характеристика профиля личности специалиста службы сервиса по методике Т. Лири...................................................................................................14
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 88.15 Кб (Скачать документ)

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте  с помощью ключа к опроснику.

На втором этапе полученные баллы  переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует  числу баллов по данной октанте (минимальное  значение — 0, максимальное — 16). Концы  таких векторов соединяются и  образуют профиль, отражающий представление  о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для  каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой  оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

На третьем этапе с помощью  формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие».

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые  характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного  профиля – определяются типы отношения  к окружающим [7].

 

 

2.2 Характеристика  профиля личности специалиста службы сервиса по методике Т. Лири.

 

Моя работа направлена на исследование социально-психологических свойств личности и акцент делаем именно на тех характеристиках, которые обеспечивают деятельность человека. Результаты тестирования представляются в виде дискограммы 16 личностных свойств, попарно объединенных в 8 основных октантов и определенным образом ориентированных относительно двух главных осей (Доминирование – Подчинение, Дружелюбие – Агрессивность). Октанты характеризуют следующие психологические тенденции: 1) тенденцию к лидерству – властность – деспотизм; 2) уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность; 3) требовательность – непримиримость – жестокость; 4) скептицизм – упрямство – негативизм; 5) уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость; 6) доверчивость – послушность – зависимость; 7) добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость – бескорыстие – жертвенность. Вопросы предъявляются испытуемому списком, и ему предлагается решить, относится то или иное утверждение к нему самому, к его идеалу и т.д. в зависимости от задания. Каждый положительный ответ добавляет один балл в тот или иной октант в соответствии с ключом.

Всего объем выборки составил 1 человек: женщина в возрасте 22 года. Исследование проводилось на базе магазина "Глория Джинс" в городе Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте 26-38.

Результаты, полученные по тесту интерперсональной  диагностики Т. Лири, представлены в таблице «Я – реальное».

Психограмма личностных свойств

 

Номер октанта

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Балл

6

6

6

6

6

9

10

4


С помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 * (VIII + II – IV – VI)=-3,5

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 * (VIII – II – IV + VI) =4,7

Доминирование-подчинение. Свойственна тенденция к подчинению, отказу от позиции лидерства и ответственности.

Дружелюбие-агрессивность. Есть тенденция к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими людьми. Достаточно отзывчивы, добросердечны.

По  степени выраженности отношения  носят экстремальный характер, что  выходит за рамки нормы.

 «Конвенциально - сотрудничающий» тип межличностных отношений. Обладает такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий уровень агрессивности, повышенной откликаемостью на средовые воздействия, зависимостью самооценки от мнения значимых других людей, стремлением к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы, стремление найти общность с другими, энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы, широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений – все это может быть свойственно личности.

Проявляется дружелюбный тип отношения к окружающим. Человек дружелюбный и любезный со всеми, ориентирована на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильна (истероидный тип характера).

Сочетание полученных характеристик позволяет  оценить стиль (исходя из среднего диапазона  значений) взаимодействия с другими  людьми как доверительная доброжелательность. В таких отношениях человек проявляет  себя как дружественный, добрый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В жизни каждого  человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже  начинают формироваться представления  о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо  стремится. Он начинает анализировать  свое поведение, ситуации, в которые  попадает. В этом случае концепция  действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее  представлениям человека о себе.

Я – концепция  включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью  которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и  поведенческую (комплекс установок  человека, готовность действовать в  определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления  самооценки: отношение между Я  – реальным и Я – идеальным, интериоризация социальных реакций  и успешность его деятельности.

Таким образом, становление Я – концепции  играет важную роль во всех аспектах жизни  человека.

Методика  диагностики межличностных отношений - создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что используя ее в данном эксперименте можно выявить преобладающие типы отношений к людям. Эта методика получила применение в исследовании взаимоотношений в производственных коллективах.

При исследовании межличностных отношений, нам необходимо было выявить преобладающий тип  отношений к людям. Этот результат  был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить  знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению  о себе. если нет полной уверенности  знак "+" не ставить". Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых  в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения. Испытуемая набрала определённое количество баллов по определенным типам отношений. На основе этих результатов была начерчена условная схема в виде круга, разделенного на секторы и отмечены на нем эти величины. Тем самым показана взаимосвязь двух переменных: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1.   Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2004. - 288 с.
  2. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986, 367 с.

 

  1. Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994, 352 с.

 

  1. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008, 315 с.

 

  1. Колесникова, С.С. Особенности Я – концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1998, 326 с.

 

  1. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000, 291 с.

 

  1. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. - М.: ИНФРА, 1990. - 156 с.

 

 

 

Интернет источники

 

 

  1. http://www.leary.ru/psycho
  2. http://www.helpmedoc.ru
  3. http://dic. academic.ru
  4. http://ru. wikipedia.org/wiki

 

  1. http://azps.ru/handbook/s/samo164.html

 


Информация о работе Формирование «Я-концепции» работника службы сервиса