Формирование «Я-концепции» работника службы сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является составить характеристику профиля личности специалиста службы сервиса по методике Т. Лири.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Дать определение понятию Я - концепции;
- Изучить методику Т. Лири;
- Познакомиться с работой специалиста службы сервиса;
- Дать характеристику и сделать выводы.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Формирование «Я-концепции» работника службы сервиса...........................4
1.1 Понятие Я-концепции и её развитие...............................................................4
1.2 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции...........................................5
1.3 Формирование Я-концепции на разных стадиях развития............................7
1.4 Пять основных измерений Я-концепции......................................................10
1.5 Значение Я – концепции.................................................................................11
2 Практическая часть
2.1 Методика Т. Лири............................................................................................13
2.2 Характеристика профиля личности специалиста службы сервиса по методике Т. Лири...................................................................................................14
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 88.15 Кб (Скачать документ)

В этот период ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах.

Итак, согласно Эриксону, у младшего дошкольника должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующееся в определенных рамках.

Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего «Я», важной составляющей самооценки является способность к чисто физической адаптации к окружающему миру. Ребенок более самостоятельный и более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой. Такой ребенок активно стремится исследовать окружающий мир и обнаружить границы своих возможностей. Таким образом, детство, в особенности раннее детство, когда закладываются основы будущей личности, является крайне важным периодом с точки зрения развития Я-концепции. Для многих людей именно этот возраст оказывается решающим в их личностном формировании (Бернс Р., 1986, с. 74).

3. Развитие  инициативности или чувства вины.

Третья стадия развития начинается примерно в четыре года. В это время у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Главной опасностью этого периода Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Инициативность – способность планировать свои действия, принимать на себя обязательства, энергично браться за дело. Вина формируется под давлением родителей, развитием у ребёнка чувства страха перед наказанием за потребность в любознательности, в родительской любви. Ребенок с чувством вины скован, пассивен, у него нет целеустремленности, он легко подчиняется другим детям. Чтобы инициативность преобладала над виной, родители должны поощрять любознательность, творчество и фантазии своих детей ( Бернс Р., 1986,с. 75).

4. Развитие  трудолюбия или чувства неполноценности.

Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда  ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.

Эриксон исчерпывающе характеризует последствия неправильного развития на этой стадии. Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности (Бернс Р., 1986, с.76).

5. Развитие  эго-идентичности или диффузии  идентичности.

Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание (Обухова Л.Ф., 1999, с.104).

Интервал  между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Отметим еще несколько важных наблюдений Эрика Эриксона, относящихся к периоду юности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э.Эриксона, первоначально не носит сексуального характера. В значительной степени юношеская влюбленность - есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрение его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам. По логике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении и жесткость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся социальным происхождением, вкусами или способностями. Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать «своего» от «чужака»; такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения (Обухова Л. Ф., 1999, с.106).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Пять основных измерений Я-концепции.

 

Выделяют 5 основных измерений Я-концепции:

1) степень интеграции;

2) уровень осознания;

3) стабильность;

4) самооценка;

5) степень согласия относительно данной персонификации.

Степень интеграции. В современном мире фрагментарность Я-концепции, видимо, является неизбежной, но люди сильно различаются по тому, насколько каждый может интегрировать свои действия. На одном полюсе стоит необычайно высоко интегрированная личность. Такой человек не способен понять того, что не укладывается в его картину мира. На другом полюсе находится личность, которая в каждой ситуации выглядит совершенно другой, у нее отсутствует внутренняя последовательность поступков.

Обычно люди формируют несколько относительно обособленных Я-образов, соответствующих отличающимся, но повторяющимся ситуациям своей жизни.

Следующий критерий - уровень осознанности человеком своей Я-концепции. Разные люди в разной степени могут осознавать определенные части своей Я-концепции. Так, многие люди не замечают свои недостатки.

Подвижность и гибкость Я-концепции проявляется в том, меняется ли человек под давлением ситуации.

О самооценке и факторах, на нее влияющих, было сказано выше.

Самооценка - Своеобразная когнитивная схема, которая  обобщает прошлый опыт личности и  организует новую информацию относительно данного аспекта <Я>. Вместе с  тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных  возможностях личности, выражает и  определенный уровень притязаний. А  он зависит от множества условий.

Я-концепции могут также в различной степени поддерживаться взглядами других людей, т.е. быть или не быть согласованными с ними[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Значение Я – концепции.

 

Я – концепция  формируется под воздействием различных  внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом  себе. Но на первых порах практически  любые социальные контакты оказывают  на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я  – концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации  опыта. Таким образом, Я – концепция  играет, по существу, троякую роль: она  способствует достижению внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  опыта и является источником ожиданий [2].

1) Я –  концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в  противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к  ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов  предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Существенным  фактором внутренней согласованности  является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих  действиях он, так или иначе, руководствуется  самовосприятием.

Значимость  любого из аспектов нашего отношения  к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может  изменяться. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование  конфликтных самоустановок объясняется  тем, что внутренний диссонанс возникает  вследствие синхронности противоречивых проявлений Я – концепции, что  и приводит к возникновению в  сознании индивида явного конфликта. Таким  образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и действия в различных  обстоятельствах, сопровождает нас  на протяжении веси жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда  она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я – концепции  в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере  нашей жизни, но может с легкостью  «резонировать» в других сферах.

Когда Джемс  определил самооценку с помощью  оригинальной формулы: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В  самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений[2].

Именно в  детстве, когда межличностное общение  является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый  ряд ограничений в выборе критериев  собственной значимости. Ориентиры  для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение  всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое  допущение, что индивид может  легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие  на словах оптимистический лозунг «видеть  во всем только светлые стороны», отличаются негативными самоустановками [5].

2) Я –  концепция как интерпретация  опыта.

Еще одна функция  Я – концепции в поведении  заключается в том, что она  определяет характер индивидуальной интерпретации  опыта. Два человека, столкнувшись с  одним и тем же событием, могут  воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек  уступает место женщине, она может  увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может  заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим  образом связана с ее Я – концепцией.

Я – концепция  действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтра ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее  представлениям человека о себе.

3) Я –  концепция как совокупность ожиданий.

Итак, Я –  концепция определяет то, как будет  действовать индивид в конкретной ситуации, и то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я  – концепции заключается в  том, что она определяет также  ожидания индивида, то есть его представления  о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной [2].

Дети, которым  свойственно беспокоиться о своих  успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью  таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение  определяются в конечном счете его представлениями о себе [6].

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих [2].

2 Практическая  часть

2.1 Методика Т. Лири.

 

Данная методика разработана Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена  для исследования представлений  субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений  в малых группах. С ее помощью  выявляется преобладающий тип отношений  к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".

Именно эти  факторы определяют общее впечатление  о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости  от соответствующих показателей  выделяются ряд ориентаций - типов  отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени  адаптированности поведения - степени  соответствия (несоответствия) между  целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая  неадаптивность поведения ( при представлении  результатов выделяется красным  цветом) может свидетельствовать  о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или  являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика  может использоваться как для  самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении  о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового  коллектива ) можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Информация о работе Формирование «Я-концепции» работника службы сервиса