Формирование впечатления о другом человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание

Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек рождается, растет, работает, живет в социуме.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контр.по соц.психологии.docx

— 52.10 Кб (Скачать документ)

       К внутренним факторам аттракции относят те факторы, которые возникают непосредственно в процессе общения, взаимодействия:

  1. Физическая привлекательность – так уж сложилось, что человека больше привлекают и могут заинтересовать привлекательные люди.
  2. Стиль общения – является главным фактором аттракции, умение человека общаться, поддерживая положительную сторону, привлекает больше людей и собеседников, чем не умение общаться, проявление грубости, высокомерности и не тактичности.
  3. Сходство – люди одинакового статуса, имеющие  одинаковый стиль и увлечения имеют больше шансов сблизиться, чем люди совершенно разные.
  4. Дополнительность – по статистике человек в основном выбирает человека, который по каким – либо качествам и характеристикам его дополняет.
  5. Поддержка – данный фактор аттракции подразумевает расположение человека к поддерживающему стилю общения, то есть к комплиментам, благодарности, выражению симпатии и т.д.

         Формирование аттракции 

        Формирование аттракции основывается  на том, что любой сигнал, поступающий  к человеку через органы чувств  и эмоциональный ряд, в зависимости  от значимости может сохраниться  в ощущениях, может исчезнуть,  а может и оставить негативный  отпечаток. Эмоциональный сигнал  очень важен для любого индивидуума,  каждый посылаемый знак партнёру  или собеседнику на подсознательном  уровне оказывает своё влияние  на эмоциональное отношение. Таким  образом человек инстинктивно, неосознанно  и порой даже не зная почему  определяет того или иного  человека как «положительного»  или «отрицательного» героя. В  том случае, если собеседник намерено  посылает партнёру определённые  сигналы и импульсы, которые могут  расположить человека, то он неосознанно  задумается о приятности общения  с данным человеком, даже, если  оно не имела особого смысла. Такое общение является предметом  манипуляции, во время которой  используются приёмы аттракции. 

     Приёмы  аттракции

     Существуют  определённые приёмы аттракции для  того, что бы расположить к себе собеседника, их используют исключительно  в этой цели, а не для убеждения  или навязывания своих мыслей.

     Приёмы  аттракции:

        «Имя собственное»- во время общения  очень важно называть собеседника  по имени, особенно это касается  рабочей обстановки. Когда человек,  занимающий руководящую должность,  называет подчинённого по имени  – отчеству, то это располагает  сотрудника и снимает царившее  напряжение. Кроме того, учёными  доказано, что человеку всегда  нравится слышать своё имя. 

        «Расстояние»- в зависимости от  подтекста разговора или знакомства  необходимо наилучшим образом  выбрать расстояние от собеседника.  Так, при первом контакте не  желательно пересекать так называемую  «интимную зону», а во время  обычного общения не находится  от собеседника на большом  расстоянии.

        «Пространственное расположение»-  во время общения главное подойти  с нужной стороны, общепринятым  считается, что нежелательно собеседникам  находиться напротив друг друга,  лучше сбоку, так как при  нахождении друг перед другом  может накалится обстановка или проявится агрессия. Особенно это можно заметить на рабочем месте, так сотрудники одного звена передают документы сбоку, при передачи документов начальству сотрудник стоит напротив его.

        «Зеркало души»- доброжелательная  улыбка, положительная мимика, прямосмотрящие глаза – всё это наилучшим образом располагает собеседника.

        «Золотые слова»- данный приём  аттракции ориентирован на способность  говорить людям приятные слова, комплименты, подчёркивать значимость сказанного и правильность выбора.

        «Терпеливый слушатель»- в наше  время всё больше людей нуждаются  в том, что бы выговорится  кому либо, но с каждым разом  людей способных выслушать становится  меньше. Для того, что бы к человеку  потянулись люди ему достаточно  просто уметь слушать. 

        «Жесты»- с помощью жестов можно  одновременно расположить к себе  собеседника или отдалить, доказано, что люди заинтересованные в  общении невольно копируют жесты  и положение тела друг друга,  поэтому для того, что бы больше  расположить к себе человека  можно попробовать скопировать  его позу или несколько положительных  жестов.

       «Личная жизнь»- для того, что  бы показать свою заинтересованность  в человеке можно поинтересоваться  увлечениями собеседника, обговорить, а в случае дальнейших встреч  не забывать спросить о том  как  увлечения.

     Заключение

     В данной работе мною была достигнута поставленная цель - дать целостную характеристику механизма аттракции и формирования впечатления о другом человеке.

     В общении открываются реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов. Ученые не первый десяток лет пытаются вникнуть в процесс взаимопонимания, взаимодействия, возникновения первого впечатления. Однако, несмотря на достаточное количество систематизированных данных, практических экспериментов, человек остается человеком, со своей схемой поведения. Она может меняться в зависимости от ситуации, от отношения человека к этой ситуации, от самого человека, в конце - концов. Главной же задачей социального работника является не коррекция, консультирование или утверждение диагноза, а методичное накопление практических знаний, систематизация их, и корректное использование в повседневной работе.

     Также определенную роль в общении играет механизм аттракции. Определено, что под аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

     Особый  круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических  эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и  формируют друг по отношению к  другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная  гамма чувств -- от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

     Аттракция -- это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой -- какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

     Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого  человека, в которой преобладает  эмоциональный компонент, когда  этот «другой» оценивается преимущественно  в категориях, свойственных аффективным  оценкам.  
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 26-36.)
  2. Андреева Г.М. Социальная психология -- М.: Аспект Пресс, 1998.-- 376 с
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  4. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. / Гозман Л.Я. - М., 1987. - 166 с.
  5. Кон, И.С. Открытие «Я». / Кон И.С. - М., - 1978. - 234 с.
  6. Панасюк, А.Ю. Управленческое общение: практические советы. / Панасюк А.Ю. - М.: Экономика. 2000. - 140 с.
  7. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. / Петровская Л.А. - М., 1989. - 190 с.
  8. Рубин, З. Исследования отношений в процессе общения / Рубин З. // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: 1987. - 120 с.
  9. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. / Рубинштейн С.Л. - М., - 1960. - 455 с.
  10. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  11. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении. / Соловьева О.В. - М., - 1992. - 219 с.
  12. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987
  13. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992
  14. Янчук, В.А. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы / Янчук В.А. // Обучение и воспитание, 1998, № 5, с. 53-61.

Информация о работе Формирование впечатления о другом человеке