Формирование первого впечатления о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:22, реферат

Описание

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них.

Работа состоит из  1 файл

эксп.docx

— 43.13 Кб (Скачать документ)

Формирование первого  впечатления о человеке

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать  новых для себя людей. Во многих случаях  обстоятельства складываются таким  образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Что же такое первое впечатление, если попытаться более  подробно раскрыть содержание данного  понятия? Это сложный психологический  феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения  человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также  более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом  восприятия и оценки.

Первое впечатление  формируется как при специальном намерении оценить человека с какой-то точки зрения, так и при отсутствии такого намерения.

Среди факторов, которые  определяют характер формирующегося у  нас впечатления о человеке, которого мы встречаем в своей жизни  впервые, важнейшее значение имеют  особенности внешнего облика и поведения  человека, о котором у нас формируется  мнение. Как психика является отражением действительности в целом, так одним из проявлений такого отражения оказывается и формирующееся у нас впечатление о другом человеке.

Именно сам этот человек, его облик, поведение прежде всего всегда обусловливают то, что отразится в нашем впечатлении о нем. Поэтому первая часть нашего исследования была направлена на прослеживание зависимостей, связывающих объективные характеристики внешнего облика человека — его физическую наружность, экспрессию, оформление внешности — и формирующееся о нем впечатление.

Столь же существенное влияние на образование впечатления  о ранее незнакомом нам человеке оказывает ситуация, в условиях которой  происходит наше познание другого человека; эта ситуация является вторым фактором, детерминирующим характер впечатления  о человеке. Второй задачей нашего исследования и является показ влияния  социального фона, на котором развертывается формирование впечатления, на его особенности.

Столь же существенное влияние на образование впечатления  о ранее незнакомом нам человеке оказывают и наши собственные  личностные качества, в которых проявляются  наш психический склад и отношение  к различным сторонам действительности; ясно, что отделить два вышеназванных  фактора, определяющих впечатление  о человеке, от третьего — от самого субъекта, который познает другого  человека, можно только условно, в  интересах научного анализа. Совершенно очевидно, что в реальном процессе эти три глобальных фактора всегда действуют в теснейшем единстве.

Рассмотрим проявление этих трех факторов в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.

В последнее время  в психологии выполнено большое  число исследований, которые свидетельствуют  о том, что при формировании у  нас мнения о качествах личности человека, которого мы видим впервые, немалое значение имеет общая  эстетическая выразительность облика этого человека и, в частности, степень  соответствия физической наружности человека сложившемуся у нас в прошлом  идеалу красоты.

А. Миллер, использовав  метод компетентных судей, выбрал из большого числа фотографий людей  лица, названные компетентными судьями  красивыми, лица, которые им показались обыкновенными, и лица, по их мнению, некрасивые, затем он показал эти лица мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет, которые составили группу основных испытуемых, и попросил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографии.

Испытуемые оценили  и мужчин, и женщин, которых компетентные судьи перед этим отнесли к  наиболее красивым, как более уверенных  в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, чем  те, кто, по оценкам компетентных судей, был «объявлен» некрасивым (различия были статистически значимыми). Кроме того, испытуемые-мужчины оценили «красивых» мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним.

Сейчас выполнено  уже не одно исследование, которые  показывают, что «ореол» физической привлекательности вызывает «сдвиг»  в оценках не только тогда, когда  объектом их оказываются черты личности, но и тогда, когда оценивается  конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок.

Вот факты, подтверждающие справедливость высказанной мысли.

Молодым людям предлагали оценивать очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался (автор  эксперимента использовал в одних  группах испытуемых портрет женщины  с привлекательной внешностью, в  других — портрет «дурнушки»), и  они оценивали этот очерк более  высоко, когда считали, что его  написала красивая женщина.

Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые  совершили семилетние мальчики и  девочки, сфотографированные крупным  планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из этих малышей и к их поведению. И в этом случае студентки оказались тоже более снисходительными к тем, у кого, по оценкам компетентных судей, была более привлекательная наружность.

Увеличивать дальше число примеров, которые подтверждали бы еще больше проявление названной  тенденции при формировании первого  впечатления о человеке, вряд ли нужно. Важно подчеркнуть другое: в психологии собрано множество  фактов, которые говорят о том, что «эффект красоты» сильно влияет на содержание формирующегося понятия  о личности только в момент образования  первого впечатления о человеке. В последующем оценивание этого  человека другими людьми все больше начинает определяться характером взаимодействия их с этим человеком, ценностью в  их глазах его дел и поступков.

Особенности телосложения, конституция человека, рассматриваемая  в целом, в первый момент восприятия его другими людьми тоже влияют на формирующееся о нем впечатление.

В одном эксперименте группу взрослых испытуемых попросили  охарактеризовать личностные особенности  мужчин, которые различались типом  телосложения. О полном, с округлыми  формами мужчине они настойчиво утверждали, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорочивый, доверчивый, эмоциональный, открытый к людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.

О мускулистом атлетического  сложения мужчине испытуемые сказали, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.

О высоком, худощавом  и на вид очень хрупком мужчине  опрашиваемые говорили чаще всего, что  он высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.

Высказываясь о  каждом из трех мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину  они видели намного более старым, чем он был на самом деле, а  худощавый им, как правило, казался  моложе своих лет.

Что характерное  для человека выражение лица —  угрюмое или радостное, злое или  доброе — воздействует на наше впечатление  о человеке — это ясно каждому. А вот что взгляд другого человека влияет на наше отношение к нему, это известно меньше.

В одной небольшой  аудитории новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе  экспериментатора на одну группу студентов  подолгу неотрывно смотрел, а  от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. И в итоге  студенты из первой группы оценили  его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли  его к очень стеснительным  людям.

В другом почти подобном опыте студентов попросили высказать  свое мнение о новом преподавателе-женщине, которая, так же как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала слушателям по просьбе  экспериментатора на одну группу студентов  постоянно обращала свой взор, как  бы адресуя учебный материал только ей, а на другую группу студентов, сидевших в аудитории, внимания не обращала. И в этом случае студенты из первой группы дали ей как человеку более положительные оценки, чем студенты из второй группы.

Ясно, что выявившееся  в приведенных примерах влияние  взгляда на формирование первого  впечатления о человеке было следствием сложившейся у людей в прошлом  опыта представления о том, что  волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям и что, с другой стороны, если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны.

На формирующееся  у нас впечатление о человеке может повлиять, как показывают исследования, принятая человеком поза. Так, в одном  эксперименте людей, выступающих в  роли объектов формирования первого  впечатления, просили в одних  случаях во время разговора с  теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а  в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в  первом случае люди — и мужчины, и женщины — нравились больше воспринимавшим их лицам, чем во втором. Кроме того, женщины нравились  им сильнее, если они сидели в спокойной  позе и с неперекрещенными руками и ногами.

Другие исследования еще в большей степени подтвердили  значение характерной для человека позы для формирования впечатления  о нем. Вместе с тем они дополнительно  раскрыли роль позы по сравнению с  ролью лица в передаче истинного  состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть  своим лицом при выражении  чувств и хуже — телом. Поэтому  очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания  людей, их действительное отношение  к нам.

Насколько значимы  для формирования впечатления о  человеке его мимика и пантомимика, настолько же значимы для этого  впечатления особенности его  речи и голоса. Так, исследования показывают, что низкие и высокие голоса у  мужчин, с одной стороны и у  женщин — с другой, вызывают совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств владельцев голосов у слушающих их впервые лиц. Точно так же как напряженность в голосе женщины в одинаковых условиях опыта не вела к приписыванию ей негативных характеристик, напряженность в голосе мужчин обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т. д..

Любопытные данные были выявлены при сравнении оценок, которые получили у воспринимавших их впервые людей многоречивые мужчины  и женщины. У первых многословие  было воспринято как серьезный недостаток в их личности, у вторых — как  почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне.

Одновременно эти  исследования воздействия характеристик  голоса и речи человека на формирующееся  о нем впечатление позволили  выявить другой весьма интересный факт: люди, которые хорошо различали состояния  других людей по оттенкам их речи и  голоса, обычно обладали высоким умением  в донесении до других людей через  свои речь и голос собственных  эмоций.

Особенности оформления внешности человека в первое время  также оказывают воздействие  на складывающееся у нас об этом человеке впечатление. Фактов, подкрепляющих  это утверждение, сейчас собрано  тоже достаточно. Так, к настоящему времени поставлено много однотипных экспериментов, в которых перед разными группами испытуемых, уравненными по признакам возраста, пола, образования, профессии, социального происхождения, в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись его прическа, украшения и пр. (если это была женщина), и испытуемые должны были давать этому человеку характеристику.

Эти эксперименты показали, что когда человек появлялся  перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме — или в  обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или  в духовном одеянии, или в военной  форме, — то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

Оказывается, и отдельные  сравнительно частные детали во внешнем  облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.

Э. Холл предъявлял в одних группах испытуемых лица мужчин и женщин без очков, а в  других группах эти же самые лица были в очках. Испытуемые и в первом, и во втором случаях должны были высказаться о личностных особенностях представленных им людей. И эти люди, когда они были в очках, показались испытуемым более умными и прилежными, чем тогда, когда они были без  очков. Вместе с тем отсутствие у  них очков или, наоборот, их наличие  никак не отразились на суждениях  испытуемых о честности, доброте, независимости  воспринятых ими людей и о  присущем им чувстве юмора.

В другом эксперименте, проведенном по такой же схеме, одна группа испытуемых в течение десяти минут разговаривала с незнакомой женщиной, которая в меру и очень  умело использовала средства косметики, чтобы лучше подать себя аудитории. Другая группа воспринимала эту же самую женщину и тоже разговаривала с нею, но теперь уже женщина использовала косметику сверх меры. И во втором случае испытуемые, а ими были студенты, приписали этой женщине не только дурной вкус, отсутствие одухотворенности, интеллектуальную недалекость, но и сильное желание обратить на себя внимание мужчин.

Большая обусловленность  первого впечатления теми признаками, которые лучше всего выражены в облике воспринимаемого человека, выявившаяся в изложенном эксперименте, отмечается также Г. Клаусом и X. Фомэ.

Было установлено, что на содержание складывающегося  у людей мнения о личности впервые  воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его внешнем облике и поведении  определенного качества или частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в  которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Значение последнего обстоятельства особенно убедительно  выявлено в экспериментах А. Лачинсом.

Информация о работе Формирование первого впечатления о человеке